Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 1. С. 86–95.
doi:10.17759/psyedu.2017090109
ISSN: 2074-5885 (online)

Понимание педагогами дошкольного образования содержания культурной практики детско-взрослой исследовательской деятельности. Статья вторая.

Алиева Т.И. кандидат педагогических наук, Ведущий научный сотрудник отдела исследований государственных и федеральных целевых программ в сфере науки и образования Центра исследований и статистики науки, Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ), Москва, Россия, alievati@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлен опросник для изучения представлений педагогов дошкольного образования о содержании и месте детско-взрослой исследовательской деятельности в образовательном процессе. Выделены показатели, отражающие качество культурной практики исследовательской деятельности. Каждый из них конкретизирован в форме вопроса и набора характеристик исследовательской деятельности для обсуждения с респондентом. Оценка результатов осуществляется в баллах (от 0 до 7 баллов по каждому показателю). В опросе участвовали 60 педагогов дошкольных отделений общеобразовательных организаций города Москвы и частных детских садов. Показано, что педагоги испытывают трудности в понимании возможностей открытого образовательного пространства для развития познавательной мотивации и обогащения содержания исследований (создание «сообществ исследователей», взаимодействие различных уровней образования, привлечение ресурсов социокультурной среды города), а также в рефлексии рисков и трудностей введения исследовательской деятельности в образовательный процесс. Выявлена слабая связь между педагогическим стажем и уровнем понимания особенностей культурной практики детско-взрослой исследовательской деятельности (Rкор=0,3).

Ключевые слова: дошкольное образование, педагоги, детско-взрослая исследовательская деятельность, показатели качества культурной практики, опросник

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090109

Финансирование

Статья подготовлена по материалам научно-исследовательской работы, выполняемой ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ в рамках государственного задания в сфере научной деятельности (задание № 26.4266.2017/НМ Минобрнауки России).

Благодарности

Автор выражает благодарность Г.В. Урадовских за ценные советы при написании статьи.

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алиева Т.И. Культурная практика детско-взрослой исследовательской деятельности в дошкольном образовании: содержание и риски (часть первая) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 24–32. doi:10.17759/psyedu.2016080403. URL: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2016080403 (дата обращения: 20.02.2017).
  2. Алиева Т.И. и др.  Выстраивание и апробация моделей оценки качества дошкольного образования /Т.И. Алиева, Е.В. Трифонова., Н.М. Родина, Н.Е. Васюкова [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3408.phtml (дата обращения: 20.12.2015).
  3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е.Одаренные дети в ДОУ. Психолого-педагогическое сопровождение // Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Дрофа, 2013. С. 687–718.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия. М.: Мозаика-синтез, 2014. C. 161–186.
  5. Кларина Л.М.Антропо-ориентированное педагогическое проектирование и детская проектная деятельность: их взаимосвязь // Новые ценности образования. 2010. № 4 (42). С. 33–44.
  6. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: 2-е изд. М.: Линка-пресс, 2012. 208 с.
  7. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Линка-пресс, 2014. 64 с.
  8. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия М.: Мозаика-синтез, 2014. C. 417–429.
  9. Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Университет «МЭГУ-Краснодар», 1997. 58 с.
  10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара: Издат. дом «Федоров», 2010. 128 с.
  11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 c.
  12. Хармс Т.,Клиффорд Р.М., Крайер Д. ECERS. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. М.: Национальное образование, 2015. 116 с.
  13. Early Childhood Environmental Education Rating Scale. Aformative Evaluation Tool to Help Programs Improve Nature Education for Young Children. NAAEE: The North American Association for Environment Education, 2011. 82 р.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика