Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов
Андрущенко Т.Ю. кандидат психологических наук, Профессор кафедры психологии образования и развития, декан факультета психологии и социальной работы , Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» , Волгоград, Россия, tandr@vspu.ru Аржаных Е.В. руководитель центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ArzhanyhEV@mgppu.ru Виноградов В.Л. кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной деятельности, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ, Елабуга, Россия, vinogradov.ksu@yandex.ru Минюрова С.А. доктор психологических наук, первый проректор – проректор по учебной работе, Уральский государственный педагогический университет , Екатеринбург, Россия, minyurova@uspu.ru Федекин И.Н. кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО НГПУ, Набережные Челны, Россия, ifedekin@mail.ru Федоров А.А. доктор философских наук, ректор, ФГБОУ ВО НГПУ, Нижний Новгород, Россия, fedorov_aa@mininuniver.ru
Рассматриваются проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов. На основе данных анкетного опроса, проведенного среди молодых и опытных педагогов общеобразовательных организаций в шести регионах Российской Федерации (490 человек), и интервью с представителями администрации школ анализируются трудности, возникающие у молодых педагогов, оцениваются существующие формы поддержки начинающих учителей, а также их удовлетворенность системой профессиональной адаптации. Чаще всего начинающий учитель сталкивается с трудностями в оформлении документации и отчетности, проблемой контроля внимания учащихся, сложностями в применении индивидуального подхода. Реализуемый в настоящее время в большинстве школ комплекс мер по вхождению в профессиональную деятельность нельзя признать достаточным для обеспечения высокого уровня адаптации молодых педагогов. Однако сами молодые педагоги в целом положительно оценивают существующую в их школах систему поддержки, особенно помощь опытных коллег в профессиональной адаптации.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, начинающие педагоги, молодые специалисты, вхождение в профессию
Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования сотрудников Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета, Набережночелнинского государственного педагогического университета, Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, Уральского государственного педагогического университета.
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Блинов В.М. Теория и практика профессионально-педагогической
подготовки гуманистического учителя в Германии. М.: Изд-во МПСУ, 2005. 247
c.
Гехтман А. Возможности управления профессиональной адаптацией
молодого педагога// Педагогическое образование: современные проблемы,
концепции, теории и практика: Сб. науч. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф.
(Санкт-Петербург, 24-25 окт. 2013 г.) /Под общ. ред. И.И. Соколовой. СПб.: ИПО
ОВ РАО, 2013. C. 301–306.
Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. Профессиональное
развитие и подготовка молодых учителей в России// Вопросы образования. 2016. №
2. С. 100–124.
Черникова Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации
молодых педагогов общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // Вестник
ЧелГУ. 2014. № 4 (333). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-professionalnoy-adaptatsii-molodyh-pedagogov-obscheobrazovatelnyh-shkol
(дата обращения: 01.08.2016).
Черникова Е.Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной
адаптации молодых педагогов: социологический анализ: Автореф. дис. … канд.
социолог. наук. Екатеринбург, 2007. 24 c.
Darling-Hammond L. Doing What Matters Most: Investing in Quality
Teaching. N. Y.: National Commission on Teaching and America’s Future, 1997
[Электронный ресурс] //URL:
http://www.nctaf.org/documents/DoingWhatMattersMost.pdf
(дата обращения: 06.10.2016).
Eisenschmidt E., Oder T., Reiska E. The induction program –
teachers’ experience after five years of practice // Mentoring and Tutoring:
Partnership in Learning. 2013. Vol. 21(3). P. 241–257. doi:
10.1080/13611267.2013.827824
Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: WHAT THE DATA TELL US
Induction is an education reform whose time has come// Phi Delta Kappan. 2012.
Vol. 93(8). P. 47–51 [Электронный ресурс] // URL:
http://www.kappanmagazine.org/content/93/8/47
(дата обращения: 06.12.2016).
Ingersoll R.M., Smith T. The wrong solution to the teacher
shortage //Educational Leadership. 2003. Vol. 60(8). P. 30–33.
Ingersoll R., Smith T. What are the effects of induction and
mentoring on teacher turnover? // American Educational Research Journal. 2004.
Vol. 41. №3. P. 681–714.
Keigher A. Teacher Attrition and Mobility: Results from the 2008–09
Teacher Follow-up Survey. U.S. Department of Education [Электронный ресурс] //
URL: http://nces.ed.gov/pubs2010/
(дата обращения: 13.11.2016).
Majority of newly qualified teachers will drop out// Education Journal.
2015. Vol. 232. P. 1.
McCormack C., West D. Facilitated group mentoring develops key
career competencies for university women: A case study //Mentoring and
Tutoring: Partnership in Learning. 2006. Vol. 14(4). P. 409–431.
Piggot-Irvine E., Aitken H.at al. Induction of newly
qualified teachers in New Zealand// Asia-Pacific Journal of Teacher Education.
2009. Vol. 37. Issue 2. P. 175-198.
Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, schools and academic
achievement //Econometrica. 2005. Vol. 73(2). P. 417–458.
Tynjälä P., Heikkinen H.L.T. Beginning Teachers’ Transition from
Pre-service Education to Working Life: Theoretical Perspectives and Best
Practices // Zeitschrift für Erziehungswissenschaft. 2012. Vol. 14(1). P.
11–34.
Villar A., Strong M. Is mentoring worth the money? A
benefit-cost analysis and fiver-year rate of return of a comprehensive
mentoring program for beginning teachers // ERS Spectrum. 2007. Vol. 25(3). P.
1–17.