Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 2. С. 48–56.
doi:10.17759/psyedu.2017090205
ISSN: 2074-5885 (online)

Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу

Егоренко Т.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, egorenkota@mgppu.ru
Безрукавный О.С. аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ss-40@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Обсуждается проблема метапредметных компетентностей и, в частности, их коммуникативный компонент. Рассматривается понятие «коммуникативная компетентность» и описываются методики исследования компонентов коммуникативной компетентности. Поднимается вопрос о влиянии психолого-педагогической адаптации учащихся к основной школе на формирование коммуникативного компонента метапредметных компетентностей. Описывается исследование степени развитости компонентов коммуникативной компетентности у учащихся пятых классов двух образовательных комплексов города Москвы (167 человек). Проводится качественный анализ полученных данных и делается вывод об уровне развития коммуникативной компетентности учащихся при переходе из начальной в основную школу. Особое внимание уделяется коммуникативным умениям и навыкам, развитие и формирование которых вызывает трудности у учащихся. Делается вывод о необходимости разработки психолого-педагогической программы по формированию и развитию коммуникативного компонента метапредметных компетентностей.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, метапредметная компетентность, коммуникативная компетентность, школьная адаптация, младшие подростки, компоненты коммуникации, коммуникативные умения и навыки, совместная учебная деятельность

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090205

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 47 с.
  2. Божович Е.Д. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков // Психологическая наука и образование. 1999.  № 2. С. 64–
  3. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–
  4. Воровщиков С.Г. Компетентностный подход в образовании // Философия образования. 2007. № 2. С. 27–
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  6. Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 5. № 3. С. 59–
  7. Жуков Ю.М. Коммуникативная компетентность: диагностика и развитие: программа спецкурса. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 96 с.
  8. Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся: Метод. пособие. Красноярск: Торос, 2007. 136 с.
  9. Заречная А.А. Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psuedu.ru/journal/2015/n1/Zarechnaya.phtml (дата обращения: 1.04.2017).
  10. Марголис А.А. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5– С. 125–139.
  11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. N 1897 [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 25.03.2017).
  12. Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования psyjournals.ru. 2011. № 4. URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n4/56247.shtml (дата обращения: 1.04.2017).
  13. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. № 3. С. 17–31.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика