Компаративы изобразительной деятельности младших школьников с разным типом репрезентативной системы
Гейдебрехт Н.А. Магистрант 1 курса направления «Социальная психология» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ander.natali@yandex.ru
Приводятся результаты исследования рисунков детей младшего школьного возраста, целью которого было выявление компаративных диагностических параметров, позволяющих определить ведущую репрезентативную систему ребенка. Проанализированы 164 рисунка от 51 испытуемого из двух классов начальной школы. В качестве элементов диагностического блока для определения ведущей репрезентативной системы использовались наблюдение и модифицированный применительно к младшему школьному возрасту вариант методики «Тест смещения репрезентативных систем» (Льюис А., Пуселик Р.). Делается вывод о том, что рисунки младших школьников с разными типами репрезентативной системы обладают различиями, достаточными для обоснования их диагностической информативности. По результатам исследования выстраиваются компаративные профили младших школьников с разным типом репрезентативной системы для облегчения диагностической составляющей работы с детскими рисунками.
Ключевые слова: младший школьник, репрезентативные системы, изобразительная деятельность, контент-анализ
Работа выполнена при поддержке стипендии МГППУ имени Д.Б. Эльконина.
Благодарности
Автор благодарит за помощь в сборе и обработке данных научного руководителя проекта кандидата психологических наук, профессора кафедры социальной психологии и виктимологии ФГБО ВО «НГПУ» О.А. Белобрыкину.
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Белобрыкина О.А. Ребенок в нормативном пространстве культуры. М.:
Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Бирск: БирГПИ,
2004. С.16–23.
Белобрыкина О.А., Аникина Е.А. Смысл и значение рисунка в
психологии //I Всероссийский фестиваль науки: Всероссийская с международным
участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и
образование»: Материалы конференции: В 6 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч.
2: Психология. Томск:ТГПУ, 2011. С. 18–
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1991. 93 с.
Гейдебрехт Н.А., Белобрыкина О.А. Графическая специфика рисунков
младших школьников с разным типом репрезентативной системы и ее значение в
дифференциальной психологической диагностике //Международна научна школа
«Парадигма». Лято-2015: В 8 т. Т.4: Психология: сборник научнистатии /Под ред.
А.В. Берлов, Л.Ф. Чупров.Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. С.100–
Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2001. 145 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Academia, 2006.
288 с.
Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация.М.:
ЭКСМО-Пресс, 2001. 272 с.
Зинченко В.П. Психологическая педагогика.Самара: СГПУ, 1998. 216
с.
Ковалев С.В. Основы нейролингвистического программирования. М.:
Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. 160 с.
Лидин К.Л. Психологические механизмы воздействия образа на
эмоциональную сферу личности. Иркутск: ИрГУ, 2004. 112 с.
Льюис А., Пуселик Р. Магия нейролингвистического программирования
без тайн. СПб.: Речь, 2012. 165 с.
Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.:
Школа-Пресс, 1996. 304 с.
Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма
усвоения социального опыта.М.: Педагогика, 1981. 239 с.
Обухова Л.Ф.Возрастная психология. М.: Юрайт; МГППУ, 2011.
464 с.
Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего
образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.
М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 640с.
Эльконин Д.Б. Детская психология / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин.
М.:Издат. центр «Академия», 2007. 384 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Под редакцией
В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 560 с.