Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 2. С. 156–167.
doi:10.17759/psyedu.2017090214
ISSN: 2074-5885 (online)

Возрастно-нормативная модель развития в дошкольном детстве

Исаев Е.И. доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии, педагогики и логопедии, Столичная финансово-гуманитарная академия, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье проводится обоснование актуальности разработки нормативной модели развития в дошкольном детстве. Обосновывается одно из ключевых понятий психологии развития – возрастно-нормативная модель развития субъектности в дошкольном возрасте. Данное понятие является методологическим средством и технологическим принципом проектирования развивающего дошкольного образования. Представлена структура возрастно-нормативной модели развития, включающая в себя три компонента: 1) главные линии развития, 2) ситуации развития, 3) новообразования развития. Описывается возрастно-нормативная модель развития субъектности в дошкольном возрасте по главным линиям развития: субъктности в деятельности, субъектности в общности, субъектности в сознании. Приводится обобщенная схема возрастно-нормативной модели развития в дошкольном возрасте по типам ситуаций развития и интегральным новообразованиям развития.

Ключевые слова: дошкольное детство; субъектность; главные линии развития; ситуация развития; интегральные новообразования; возрастно-нормативная модель развития; типы ситуаций развития в дошкольньном возрасте

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090214

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Антропологические основы развивающего дошкольного образования: сборник статей.  М.: РУДН, 2009. 294 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., МО РФ, 2013.
  3. Исаев Е.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 347 с.
  4. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 32 с.
  5. Короткова Н. А.,Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: [б.и.], 2002. 43 с.
  6. Короткова Н. А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-пресс, 2007. 121 с. 
  7. Кудрявцев В. Т.Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: Изд-во УРАО, 1997. 153 с.
  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с.
  9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 360 с.
  10. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 2000. 344 с.
  11. Эльконин Д. Б.Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика