Возрастно-нормативная модель развития в дошкольном детстве
Исаев Е.И. доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии, педагогики и логопедии, Столичная финансово-гуманитарная академия, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru
В статье проводится обоснование актуальности разработки нормативной модели развития в дошкольном детстве. Обосновывается одно из ключевых понятий психологии развития – возрастно-нормативная модель развития субъектности в дошкольном возрасте. Данное понятие является методологическим средством и технологическим принципом проектирования развивающего дошкольного образования. Представлена структура возрастно-нормативной модели развития, включающая в себя три компонента: 1) главные линии развития, 2) ситуации развития, 3) новообразования развития. Описывается возрастно-нормативная модель развития субъектности в дошкольном возрасте по главным линиям развития: субъктности в деятельности, субъектности в общности, субъектности в сознании. Приводится обобщенная схема возрастно-нормативной модели развития в дошкольном возрасте по типам ситуаций развития и интегральным новообразованиям развития.
Ключевые слова: дошкольное детство; субъектность; главные линии развития; ситуация развития; интегральные новообразования; возрастно-нормативная модель развития; типы ситуаций развития в дошкольньном возрасте
Антропологические основы развивающего дошкольного образования: сборник
статей. М.: РУДН, 2009. 294 с.
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., МО РФ, 2013.
Исаев Е.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. М.:
Юрайт, 2014. 347 с.
Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека:
Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие. М.:
Изд-во ПСТГУ, 2013. 32 с.
Короткова Н. А.,Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием
детей в дошкольных группах. М.: [б.и.], 2002. 43 с.
Короткова Н. А.Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста. М.: Линка-пресс, 2007. 121 с.
Кудрявцев В. Т.Смысл человеческого детства и психическое
развитие ребенка. М.: Изд-во УРАО, 1997. 153 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в
психологию субъективности: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека:
Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. М.: Изд-во
ПСТГУ, 2013. 360 с.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под
ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 2000. 344 с.
Эльконин Д. Б.Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
560 с.