Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 2. С. 168–179.
doi:10.17759/psyedu.2017090215
ISSN: 2074-5885 (online)

Возрастно-нормативная модель развития младших школьников

Исаев Е.И. доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии, педагогики и логопедии, Столичная финансово-гуманитарная академия, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье проводится обоснование актуальности разработки нормативной модели развития в младшем школьном возрасте. Выявляются субъектные предпосылки потребности ребенка в школьном обучении. Приведено исследование феномена кризиса 7 лет как кризиса дошкольного детства и перехода к новому этапу развития. Представлена структура возрастно-нормативной модели развития, включающая в себя три компонента: 1) главные линии развития, 2) ситуации развития, 3) новообразования развития. Описывается возрастно-нормативная модель развития субъектности в младшем школьном возрасте по главным линиям развития: субъктности в деятельности, субъектности в общности, субъектности в сознании. Приводится обобщенная схема возрастно-нормативной модели развития в младшем школьном возрасте по типам ситуаций развития и интегральным новообразованиям развития.

Ключевые слова: младший школьный возраст; возрастно-нормативная модель развития; субъектность в деятельности; субъектность в общении; субъектность в сознании; типы ситуаций развития младшего школьника, интегральные новообразования развития

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090215

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1997. 78 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  5. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии.1997. № 1. С. 4-19.
  6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 3-18.
  7. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
  9. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 25–36.
  10. Цукерман Г.А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 50-67.
  11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика