Возрастно-нормативная модель развития младших школьников
Исаев Е.И. доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии, педагогики и логопедии, Столичная финансово-гуманитарная академия, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru
В статье проводится обоснование актуальности разработки нормативной модели развития в младшем школьном возрасте. Выявляются субъектные предпосылки потребности ребенка в школьном обучении. Приведено исследование феномена кризиса 7 лет как кризиса дошкольного детства и перехода к новому этапу развития. Представлена структура возрастно-нормативной модели развития, включающая в себя три компонента: 1) главные линии развития, 2) ситуации развития, 3) новообразования развития. Описывается возрастно-нормативная модель развития субъектности в младшем школьном возрасте по главным линиям развития: субъктности в деятельности, субъектности в общности, субъектности в сознании. Приводится обобщенная схема возрастно-нормативной модели развития в младшем школьном возрасте по типам ситуаций развития и интегральным новообразованиям развития.
Ключевые слова: младший школьный возраст; возрастно-нормативная модель развития; субъектность в деятельности; субъектность в общении; субъектность в сознании; типы ситуаций развития младшего школьника, интегральные новообразования развития
Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению
перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Красноярск:
Красноярский гос. ун-т, 1997. 78 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. М.: Педагогика,
1984. 432 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
240 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544
с.
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование:
теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной
ступеней // Вопросы психологии.1997. № 1. С. 4-19.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как
субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 3-18.
Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В.В. Давыдова.
– М.: Педагогика, 1990. 160 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс,
2005. 460 с.
Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в
младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 25–36.
Цукерман Г.А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии.
2004. № 1. С. 50-67.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1989. 560 с.