Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 2. С. 84–95.
doi:10.17759/psyedu.2017090208
ISSN: 2074-5885 (online)

Феномен аутсайдерства в подростковых коллективах

Куминская Е.А. аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, j-aquarius@bk.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена проблеме аутсайдерства в группах подростков младшего и старшего подросткового возраста. Мы предположили, что существуют личностные качества, которые отличают аутсайдеров от остальных учащихся, что позволяет говорить об аутсайдерстве как об отдельном групповом и личностном феномене. В исследовании приняли участие 246 учащихся московских школ младшего и старшего подросткового возраста, из них 60 человек занимали аутсайдерскую позицию в коллективе. Для проверки гипотезы были использованы: личностный опросник для подростков HSPQ (Р. Кеттелл), опросник ЭмИн на определение уровня эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин), методика «Внушаемость» (О.Е. Рыбаков). Для выявления статистических различий использовались t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна–Уитни, p ≤ 0,05. Результаты исследования показали, что аутсайдеры подросткового возраста действительно характеризуются рядом личностных особенностей, отличающих их от среднестатусных сверстников. Различия в личностных характеристиках аутсайдеров на разных этапах подростничества имеют свои особенности.

Ключевые слова: социальный статус, феномен аутсайдерства, подростковый возраст

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090208

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Васькова О.В. Исследование особенностей взаимосвязи социальной идентичности и статуса индивида в группе [Электронный ресурс] // Традиции и инновации российской и мировой психологии: Материалы международного молодежного научного форума Ломоносов-2011 (г. Москва, 11–15 апреля 2011 г.) М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1455/30795_d276.pdf (дата обращения: 01.12.2015).
  2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учеб. пособие. М.: Статут, 2007. 542 с.
  3. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.
  4. Рыбаков О.Е. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности. СПб: Каро, 2008. 120 с.
  5. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. II. № 2. С. 252–256.
  6. Стойчева М.И. Специфика поведения аутсайдеров и лидеров в подростковой группе // Наука и образование. 2013. № 1–2. С. 93–96.
  7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая лиагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 339 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика