Взаимосвязь личного атрибутивного стиля, отношения к мигрантам и аккультурационных ожиданий учащихся старших классов
Жедь А.В. аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, le.sang27@gmail.com
Исследование посвящено выявлению взаимосвязи личного атрибутивного стиля, отношения к мигрантам и аккультурационных ожиданий у подростков, учащихся старших классов. В исследовании приняли участие 50 учащихся школы № 179 Москвы (возраст — от 15 до 17 лет; средний возраст —15,8 лет; девушек — 19 чел., юношей — 31 чел.). Были использованы методики: Опросник стиля объяснения успехов и неудач для подростков (СТОУН-П), Детский опросник оптимистического-пессимистического стиля объяснения (Т.О. Гордеева, О.В. Крылова), Шкалы комплексного исследования аккультурации (Дж. Берри), Шкала оценки мигрантофобии (Н.М. Лебедева), Шкала отношения к мигрантам (И.М. Кузнецов), Тест на когнитивную рефлексию (Ш. Фредерик). Личный атрибутивный стиль, согласно результатам исследования, не имеет взаимосвязи с отношением к мигрантам, мигрантофобией или показателями теста когнитивной рефлексии. Выявлены взаимосвязи между аккультурационными ожиданиями определенных стратегий и отдельными компонентами атрибутивного стиля, включая подшкалу контроля (p ≤ 0,05). Результаты теста когнитивной рефлексии связаны с общим уровнем оптимизма и подшкалами, определяющими личный атрибутивный стиль (p ≤ 0,01).
Ключевые слова: каузальная атрибуция, атрибутивный стиль, аккультурационные ожидания, оптимизм, отношение к мигрантам
Автор благодарит руководителя творческой лаборатории «2х2» Е.Ю. Иванову за помощь в сборе данных для исследования и научного руководителя О.Е. Хухлаева за помощь в подборе методик для проведения исследования.
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Андреева Г. М. Социальная психология: 5-е изд., испр. и доп. М:
Аспект Пресс, 2009. 363 с.
Гордеева Т.О. Оптимистическое мышление личности как составляющая
личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С.
32–
Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как
стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. М: Смысл, 2009. 152 с.
Замогильный С.И., Дикун Н.А. Социологические аспекты отношения к
мигрантам российской и беларусской молодежи [Электронный ресурс] // Современные
проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5368 (дата обращения:
06.06.2017).
Константинов В.В. Тип проживания и социально-психологическая
адаптация вынужденных мигрантов к новым условиям жизни [Электронный ресурс] //
Проблемы социальной психологии личности / Под ред. Р.М. Шамионова. Саратов:
СГУ, 2008. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30285_full.shtml
(дата обращения: 06.06.2017)
Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Социально-психологический мониторинг
рисков межнациональной конфликтности: методология и практика // Социальная
психология и общество. 2013. № 1. С. 104–
Пантилеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая
психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1987. С. 278–285.
Рудина Л.М. Тест на оптимизм, метод определения атрибутивных
стилей. М.: Наука, 2002. 24 с.
Татарко А.Н. Роль воспринимаемой угрозы в отношении москвичей к
мигрантам // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения
России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М.,
2009. C. 141–165.
Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной
психологии. М.: Изд-во ВШЭ, 2011. 240 с.
Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в
образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая
наука и образование. 2013. № 3. С. 5–18.
Abramson L.Y., Bayer C., Metalsky G.I. at al. The Attributional
style questionnaire // Cognitive Therapy and Research. 1982. № 3. P.
287–
Deerrose B., Sweeton J. Causal attributions: A review of the past
and directions for the future // The New School Psychology Bulletin. 2010. Vol.
7. № 1. P. 31–
Gilovich T., Griffin D.W., Kahneman D. (Eds.) Heuristics
and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. N. Y.: Cambridge University
Press, 2002. 882 p.
Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N. Y.: Wiley,
1958. 322 p.
Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. Farrar, Straus and Giroux,
2011. 512 p.
Kahneman D., Slovic P., Tversky A. (Eds.) Judgement under
Uncertainty: Heuristics and Biases. Cambridge University Press, 1982. 544
p.
Kelley H. The process of causal attribution // American
Psychologist. 1973. Vol. 28. № 2. P. 107–
Quattrone G. A. Overattribution and unit formation: When behavior
engulfs the person // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. № 42.
P. 593–607.
White P.A. Causal attribution from covariation information: the
evidential evaluation model // European Journal of Social Psychology. 2002.
Vol. 32. № P. 667–684.