Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 3. С. 175–185.
doi:10.17759/psyedu.2017090318
ISSN: 2074-5885 (online)

О ситуационных характеристиках креативности в социальном взаимодействии старших школьников

Антропова М.Ю. Студентка 1 курса магистратуры, факультет «Социальная психология», магистерская программа «Социально-психологическое консультирование» , очная форма обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» , Москва, Россия, gossipgirlmargo@mail.ru
Мешкова Н.В. кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, nmeshkova@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматриваются результаты поискового эмпирического исследования креативности в социальном взаимодействии. В исследовании принимали участие 52 старшеклассника – учащиеся гимназии и общеобразовательной школы с творческим направлением. Для проверки гипотезы о ситуативности креативности в социальном взаимодействии использовался блок ситуаций с негативной и позитивной коннотацией, в котором подсчитывалась беглость и оригинальность решений, а также Портретный ценностный опросник Ш. Шварца. Согласно результатам, вредоносная креативность и просоциальная креативность не являются единым конструктом, хотя и используются при решении проблем в социальном взаимодействии. Анализируются результаты, показывающие связь вредоносной креативности и ценностей достижения. Обнаружилось, что подростки обоих полов продуцируют идеи о нанесении вреда в ситуации анонимности мести. Неожиданными оказались агрессивные идеи некоторых старшеклассниц, хотя и касающиеся ненамеренного нанесения вреда, в ситуации с легитимной задачей. Делается вывод о том, что при изучении креативности важно учитывать ситуационные характеристики и легитимность задачи. Предлагаются дальнейшие направления исследования.

Ключевые слова: креативность, социальная ситуация, социальная креативность, вредоносная креативность, диагностика социальной креативности, ценности

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090318

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования креативности: социально-психологический аспект // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 8–21.
  2. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Направления исследований креативности в социальном взаимодействии // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 118–128.
  3. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. О психологических исследованиях асоциальной креативности [Электронный ресурс]// Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 50. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.01.2017).
  4. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Психологические аспекты «преступлений ненависти» // Криминология: вчера, сегодня, завтра: Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2008. № 2 (15). С. 63–75.
  5. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43–70.
  6. Chavez-Eakle R.A., Lara M.C., Cruz-Fuentes C. Personality: A possible bridge between creativity and psychopathology? // Creativity Research Journal. 2006. Vol. 18. P. 27–38.
  7. Hao N., Tang M., Yang J., Wang Q., Runco M.A. A New tool to measure malevolent creativity: The malevolent creativity behavior scale // Front. Psychol. 2016. Vol. 7. P. 682. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00682.
  8. Harris D.J., Reiter-Palmon R. Fast and furious: The influence of implicit aggression, premeditation, and provoking situations on malevolent creativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2015. Vol. 9. № 1. P. 54–64. doi: 10.1037/a0038499.
  9. Hennessey B.A. The social psychology of creativity// Scand. J. Educ. Res. 2003. Vol. 47. № 253. P. 71
  10. Lee S., Dow G. Malevolent creativity: Does personality influence malicious divergent thinking? //Creativity Research Journal. 2011. Vol. 23. P. 73–82. doi: http://dx.doi.org/10.1080/10400419.2011.571179.
  11. Mouchiroud C., Lubart T. Social creativity: a cross-sectional study of 6 to 11-year-old children // Int. J.Behav. Dev. 2002. Vol. 26. P. 60–69
  12. Schweizer T.S., Schmalenberger K.M., Eisenlohr-Moul T.A., Mojzisch A., Kaiser S., Funke J. Cognitive and affective aspects of creative option generation in everyday life situations // Front. Psychol. 2016. Vol. 7. P. 1132. doi: 10.3389/fpsyg.2016.01132.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика