Региональные особенности внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (опыт Московской области)
Долгоаршинных Н.В. кандидат педагогических наук, доцент, начальник регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Россия, nelli_dol@mail.ru
Рассматривается вопрос введения системы профессиональных стандартов как основы построения Национальной системы квалификаций. На примере профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» описывается региональный опыт внедрения профессиональных стандартов, основанный на системе аттестации педагогических работников Московской области. Раскрываются этапы внедрения профессиональных стандартов, в основу которых положена региональная модель. Описываются результаты информационного сопровождения профессиональных стандартов, приводятся материалы общественно-профессионального обсуждения перспектив внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», организованного среди высококвалифицированных специалистов – экспертов по аттестации педагогов-психологов и представителей профессиональной ассоциации педагогов-психологов Московской области (21 человек). На основе указанных материалов выявляются условия (кадровые, материально-технические) внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», обсуждаются новые трудовые функции, определяются перспективные направления дальнейшей деятельности.
Ключевые слова: Национальная система квалификаций, региональная модель введения профессиональных стандартов, профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и этапы его внедрения, общественно-профессиональное обсуждение
Долгоаршинных Н.В., Фролова С.Л. Региональная модель
применения профессиональных стандартов на основе системы аттестации
педагогических работников Московской области // Межведомственные модели
оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения
профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы/ Под ред.
Л.Ю. Ельцовой, В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 117–125.
Забродин Ю.М. Модернизация психолого-педагогического
образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта
педагога- психолога // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3.
С. 58–73.
Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и
применение профессиональных стандартов при решении задач образования и
социальной сферы // Межведомственные модели оказания социальных и
образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных
стандартов работников образования и социальной сферы / Под ред. Л.Ю. Ельцовой,
В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 13–30.
Межведомственные модели оказания социальных и
образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных
стандартов работников образования и социальной сферы / Под ред. Л.Ю. Ельцовой,
В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 268 с.
Научно-методические разработки в области
экспериментального внедрения профессионального стандарта педагога //
Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. 97 с.
Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об
утверждении профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты
РФ. Банк Документов. URL:
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963
(дата обращения: 31.03.2017).
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об
утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)“» [Электронный ресурс] // Министерство
труда и социальной защиты. Банк Документов. URL:
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=56367
(дата обращения: 15.06.2017).