За последние 5 лет в Российской Федерации приняты важнейшие
государственные решения, которые определяют государственную политику в области
образования, ставят принципиально новые задачи перед практической психологией,
в том числе определяют перспективы развития психологической службы образования.
К числу таких решений относится утверждение и внедрение профессионального
стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», который
регламентирует деятельность психолога, педагога-психолога образовательной
организации.
Основные задачи и направления деятельности современной
психологической службы в образовании основываются на общедоступности
образования и его адекватности уровням развития и подготовки обучающихся с
учетом их возрастных, психофизиологических особенностей, особенностей
поведения, мотивов и способностей.
Помощь психолога, работающего в системе образования,
необходима на разных этапах получения образования, как для профилактики проблем
развития ребенка, так и для содействия в формировании и развитии его личности.
Педагог нуждается в помощи такого специалиста для построения
образовательно-реабилитационного маршрута обучающегося, имеющего особые
образовательные потребности, и формирования отношений в коллективе класса.
Родители обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу по вопросам
воспитания и обучения своих детей, и порой это может содействовать налаживанию
внутрисемейных отношений.
Современные требования к такому специалисту достаточно
высоки. Он не только должен владеть набором определенных методик диагностики,
коррекции, консультирования и профилактики, но и уметь проводить
психологическую экспертизу безопасности образовательной среды, осуществлять
мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Специалист службы психологического сопровождения любой образовательной
организации должен быть готов уметь работать с различными категориями
обучающихся
(с одаренными детьми, с детьми с особыми образовательными потребностями, с
социально дезадаптированными детьми), а также с родителями и с педагогическим
коллективом.
Обращение к ресурсам и возможностям психологической службы
является в настоящее время закономерным, так как именно специалисты-психологи
системы образования, при наличии соответствующих профессиональных компетенций,
способны обеспечить основу формирования атмосферы позитивного взаимодействия и
развития всех участников образовательных отношений.
Именно поэтому необходима кропотливая работа по нормативному
и научно-методическому обеспечению эффективной деятельности психолога в сфере
образования. Это разработка программ психолого-педагогического сопровождения на
всех уровнях образования и организация вариативных моделей организации
деятельности психологической службы; создание инновационных обучающих модулей
для образовательных программ профессионального психологического образования и
развитие процесса непрерывного дополнительного профессионального образования
педагогов-психологов; построение модели индивидуальной программы
профессионального развития педагогов-психологов с учетом требований
профессионального стандарта и реализация этой модели.
Отрадно, что тематический номер журнала посвящен вопросам,
касающимся ключевых направлений современной психологической науки и практики в
области образования, и представляет научные и
исследовательские разработки ведущих специалистов в этой области. Это,
несомненно, послужит на благо развития российского профессионального
психологического образования.
Заместитель Министра
образования и науки Российской
Федерации
Т.Ю. Синюгина