Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 3. С. 164–174.
doi:10.17759/psyedu.2017090317
ISSN: 2074-5885 (online)

Диагностика планирования как возрастного новообразования младших школьников

Исаев Е.И. доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии, педагогики и логопедии, Столичная финансово-гуманитарная академия, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru
Тараненко А.В. Магистрант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, аndrei-enjoy@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматривается проблема возрастной диагностики как постановки диагноза развития, квалификации его наличного содержания, состояния, уровня. Анализируются основные вехи становления диагностики психического развития школьников как области исследований в психологии. Отмечается, что в отечественной психологии психодиагностика создавалась для решения задач контроля за нормальным ходом психического развития и сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения. Излагаются результаты исследований планирования как возрастного новообразования младших школьников в составе теоретического мышления в его взаимосвязи с анализом и рефлексией. Обосновывается необходимость разработки оперативной диагностики сформированности планирования у учащихся начальной школы. В основу разработки экспресс-диагностики планирования положена «Экспериментальная задача на маневрирование», созданная для исследовательских целей в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Описываются ход и результаты обоснования методики оперативной диагностики планирования как возрастного новообразования младших школьников.

Ключевые слова: возрастная диагностика, возрастные новообразования, оперативная диагностика, планирование, экспресс-диагностика планирования

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090317

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  3. Зак А.З. Развитие способности действовать «в уме» у школьников I–X классов // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 43–50.
  4. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 52–60.
  5. Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 98–106.
  6. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. 264 с. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  7. Слободчиков В.И. Теория и диагностика развития в контексте психологической антропологии // Психология обучения. 2014. № 1.С. 4–34.
  8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика