Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 3. С. 156–163.
doi:10.17759/psyedu.2017090316
ISSN: 2074-5885 (online)

Позиция в учебной деятельности и способность к эмпатии в подростковом и юношеском возрастах

Клименкова Е.Н. педагог-психолог, ГБПОУ Образовательный комплекс «Юго-Запад», Москва, Россия, klimenkovaliza@gmail.com
Холмогорова А.Б. доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования, руководитель лаборатории клинической психологии и психотерапии , Московский государственный психолого-педагогический университет, МНИИ психиатрии Росздрава, Москва, Россия, v.krasnova@inbox.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена исследованию связи эмпатии и позиции по отношению к учебной деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Приводятся данные эмпирического исследования 78 студентов помогающих профессий (психологи и педагоги) и 42 учащихся политехнического колледжа с помощью методик, направленных на оценку эмпатических способностей (опросник «Индекс интерперсональной реактивности» М. Дэвиса в адаптации Т.Д. Карягиной; проективная методика «Стратегии утешения» Ф.Е. Василюка и Е.В. Шерягиной, обработка в модификации А.Б. Холмогоровой) и выраженности субъектной позиции (опросник «Субъектная позиция в учебной деятельности» Ю.В. Зарецкого и В.К. Зарецкого). У испытуемых, реже использующих эмоциональную поддержку, ярче выражена объектная позиция и менее выражена субъектная позиция по отношению к учебной деятельности. У испытуемых с выраженной субъектной позицией по отношению к учебой деятельности выше уровень способности к сопереживанию, децентрации, а также способности оказывать поддержку. Испытуемые с выраженной субъектной позицией чаще используют эмоциональную поддержку.

Ключевые слова: подростковый возраст, юношеский возраст, эмпатия, субъектная позиция, учебная деятельность, учебная мотивация

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090316

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Опыт оказания психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода: случай Дениса Г. // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 2. С. 142–156. doi:10.17759/cpp.2015230209.
  2. Зарецкий Ю.В. Cубъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 110–128.
  3. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 99–110.
  4. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126–137. doi:10.17759/cpp.2016240406.
  5. Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Эмпирическое исследование способности к ментализации и эмпатии в старшем подростковом и юношеском возрастах // Социальное познание как высшая психическая функция и его развитие в онтогенезе / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: НЕОЛИТ, 2016. С. 236–261.
  6. Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 58–92. doi:10.17759/chp.2016120305.
  7. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии в контексте проблемы субъектности // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 75–93. doi:10.17759/cpp.2017250205.
  8. Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 212–224.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика