Приводится анализ результатов внедрения профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» в организациях социальной сферы. Подчеркивается, что сложность работы специалиста по работе с семьей связана с необходимостью взаимодействия со специалистами разных ведомств, при этом организация оказания помощи и поддержки семей с детьми носит межведомственный характер. Выделяется роль межведомственного и междисциплинарного подходов в решении проблем поддержки семьи, оказания ей разных видов помощи, защите прав и законных интересов детей, социального сопровождения в соответствии с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. Описаны факторы, влияющие на внедрение профессионального стандарта в Российской Федерации, а также основные направления стратегии применения профессионального стандарта. Описан процесс организации деятельности специалиста по работе с семьей в области профилактики социального сиротства – разработка, апробация и диссеминация технологий для работы с семьей, адаптация лучших зарубежных практик по работе с семьей в Москве.
Ключевые слова: обобщенная трудовая функция, трудовые действия, помощь, поддержка, социальное сопровождение, социальная сфера, профессиональные стандарты, межведомственное взаимодействие в социальной сфере, подготовка специалиста по работе с семьей
Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников
социальной сферы, имеющие межведомственный характер, – их роль в повышении
качества профессионального труда // Психологическая наука и образование. 2016.
Т. 21. № 1. C. 119–129. doi: 10.17759/pse.2016210110.
Олейникова О.Н. Болонский процесс и сопоставимость
программ, дипломов и квалификаций высшего образования //Вестн. МГОУ. Сер.
Психологические науки. 2009. Т. 2. № 3. С. 15–16.
Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации
социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения //
Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87–93.
doi:10.17759/pse.2016210107.
Рындина Е.Н. и др. Реинтеграция воспитанника детского дома
в кровную семью/ Рындина Е.Н., Семья Г.В., Коновалова А.П., Зуева Н.Л. Вологда:
Изд-во «ВИРО», 2008. 136 с.
Семья в современном социуме: междисциплинарные связи/ Под
ред. М.В. Носковой, Е.П. Шиховой. Екатеринбург: Изд-во «УГМУ», 2014. 312
с.
Слайтер Э. Изучение склонности к суицидальному поведению
среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья при переходе к
самостоятельному проживанию: возможности применения в практической социальной
работе // Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2017. № 1. С. 50–64.
Укрепляя семейные связи. Из опыта регионов. Семья и дети.
М.: Изд-во «Фонд Тимченко». 2015. 115 с.
Шинина Т.В. Семьеведение. Теория и практика: Учебник для
академического бакалавриата / Под ред. О.Г. Прохоровой, Е.И. Холостовой: 2-е
изд. М.: Изд-во «Юрайт», 2014. 379 с.
Шульга Т.И. Новые направления кадровой политики
специалистов социальной сферы. К проблеме разработки профессиональных
стандартов // Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2013. № 3. С.
23–32.
Шульга Т.И. Особенности социального рекрутмента семей для
подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей //Вестн.
МГОУ. Сер. Психологические науки. 2014. № 3. С. 40–51.
Шульга Т.И. Специфика оказания помощи семьям группы риска
// Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2010. № 4. С. 40–44.
Шульга Т.И., Семья Г.В. Социальное сопровождение
замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: Метод. рекомендации. М.: Изд-во
МГОУ, 2016. 38 с.
Puckering C. Mellow Parenting. «Современные технологии
поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию = Modern Assistance
Techniques for Families in Difficult Life Situations: Материалы международной
научно-практической конференции. М.: Международная лингвистическая школа, 2017.
С. 34–43.