Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области
Васягина Н.Н. доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии образования, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, Россия, vasyagina_n@mail.ru Минюрова С.А. доктор психологических наук, первый проректор – проректор по учебной работе, Уральский государственный педагогический университет , Екатеринбург, Россия, minyurova@uspu.ru Пестова И.В. Директор, Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо», Россия, petrovalado@mail.ru
Описывается опыт внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области. Представлена разработанная авторами региональная модель внедрения профессионального стандарта на основе принципов единства централизации и децентрализации, межведомственного и сетевого взаимодействия. Раскрываются основные формы и методы работы по внедрению профессионального стандарта в регионе, приводятся результаты деятельности стажировочной площадки Свердловской области, в том числе механизмы выявления кадровых дефицитов и построения персонифицированных траекторий профессионального развития педагогов-психологов в регионе. В качестве приоритетных направлений выделены: разработка региональных нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность педагогов-психологов, применение профессионального стандарта педагога-психолога при формировании кадровой политики в сфере образования, а также модернизация системы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов-психологов.
Ключевые слова: региональная модель внедрения профессионального стандарта педагога-психолога, профессиональный стандарт педагога-психолога, персонифицированные траектории профессионального развития педагогов-психологов, региональная система непрерывного психолого-педагогического образования
Алехина С.В., Забродин Ю.М. Межведомственное
взаимодействие при внедрении профессионального стандарта педагога-психолога //
Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика
апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и
социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 42–49.
Васягина Н.Н. Апробация и внедрение профессионального
стандарта «Педагог-психолог» в Свердловской области [Электронный ресурс] //
URL:
http://uspu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/setevoe-partnerstvo/item/3290-pedagog-psiholog.html
(дата обращения: 20.07.2017).
Васягина Н.Н., Казаева Е.А. Опыт сетевого взаимодействия
при реализации магистерской программы «Школьная психология» [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2016. Т. 8. № 3. С.
63–75 (дата обращения:23.08.2017). doi:10.17759/psyedu.2016080306.
Волошина И.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных
стандартов в сфере труда // Межведомственные модели оказания социальных и
образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных
стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
С. 7–12.
Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и
применение профессиональных стандартов при решении задач образования и
социальной сферы // Межведомственные модели оказания социальных и
образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных
стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
С. 13–29.
Минюрова С.А., Васягина Н.Н., Мурзина И.Я. Региональная
модель внедрения профессиональных стандартов работников сферы образования в
Свердловской области // Межведомственные модели оказания социальных и
образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных
стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
С. 202–211.
Минюрова С.А., Леонова О.И. Профессиональный экзамен:
оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального
стандарта // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 66–75.
doi:10.17759/pse.2016210208