Чувство композиции как показатель художественного воображения
Адаскина А.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, aadaskina@mail.ru
Целью представленного исследования является изучение роли чувства композиции в структуре художественного воображения. На основании анализа литературы развивается понимание художественного воображения как самостоятельного процесса, который направлен на создание художественного образа, соотнесенного с материалом, и несет в себе ряд жанровых, композиционных, стилистических особенностей, куда входят замысел, чувство материала, чувство композиции. Приводятся данные первой апробации двух методик диагностики чувства композиции («Пятно» и «Лист бумаги»). В апробации приняли участие 33 студента (14 человек – студенты художественного факультета, 19 человек – контрольная группа). В качестве экспертов в исследовании участвовали три искусствоведа. Результаты апробации методик диагностики композиционного мышления (чувства композиции) показали значимую связь между композиционными характеристиками изображения и его выразительностью.
Ключевые слова: воображение, художественное воображение, чувство композиции, диагностика художественного развития, выразительность художественной работы
Проанализировав психолого-педагогические исследования
последних лет, можно отметить, что работ, посвященных развитию воображения у
детей разного возраста, достаточно много. Это говорит об актуальности данной
темы, о сформулированной необходимости развивать у детей не только
интеллектуальные логические процессы, но и эмоционально-образную составляющую
психики.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Боровик О.В. Развитие воображения. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН»,
2000. 112 с.
Гуружапов В.А. Понимание смысла искусства младшими подростками в ситуации
коллективной дискуссии // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. C.
83–88.
Игнатьев С.Е., Кандыбей П.Н. Развитие композиционного мышления младших
школьников на занятиях изобразительным искусством //Вестн. МГПУ. Сер.
Педагогика и психология. 2013. № 4 (26). С. 77–125.
Кандыбей П.Н. Компьютерные технологии в развитии композиционных навыков на
занятиях изобразительным искусством // Начальная школа плюс До и После. 2012. №
6. С. 87–90.
Качалова А.А. Метод творческой интерпретации натуры как средство развития
художественного воображения студентов-дизайнеров на занятиях декоративной
живописи //Вестн. Шадринского гос. пед. ун-та. 2013. № 4 (20). С. 66–70.
Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого
развития детей. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных
школ/ Мелик-Пашаев А.А., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук
Н.Ф; под ред. А.А. Мелик-Пашаева. Дубна: Феникс+. 2009, 272 с.
Мелик-Пашаев А.А. и др. Истоки и специфика детского художественного
творчества/ Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук Н.Ф; под ред.
А.А. Мелик-Пашаева. М.: Издат. дом «Навигатор», 2014. 172 с.
Петренко С.С. Психологические условия построения развивающего музыкального
обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Дис. … канд.
психол. наук. М., 2005. 180 с.
Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их
рисункам. Пособие для школьных психологов. Москва-Рига: Эксперимент, 2000. 160
с.
Свешников А.В. Композиционное мышление. М.: Логос, 2009. 272 с.
Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский Художник,
1988. 586 с.