Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 4. С. 51–64.
doi:10.17759/psyedu.2017090406
ISSN: 2074-5885 (online)

Чувство композиции как показатель художественного воображения

Адаскина А.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, aadaskina@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Целью представленного исследования является изучение роли чувства композиции в структуре художественного воображения. На основании анализа литературы развивается понимание художественного воображения как самостоятельного процесса, который направлен на создание художественного образа, соотнесенного с материалом, и несет в себе ряд жанровых, композиционных, стилистических особенностей, куда входят замысел, чувство материала, чувство композиции. Приводятся данные первой апробации двух методик диагностики чувства композиции («Пятно» и «Лист бумаги»). В апробации приняли участие 33 студента (14 человек – студенты художественного факультета, 19 человек – контрольная группа). В качестве экспертов в исследовании участвовали три искусствоведа. Результаты апробации методик диагностики композиционного мышления (чувства композиции) показали значимую связь между композиционными характеристиками изображения и его выразительностью.

Ключевые слова: воображение, художественное воображение, чувство композиции, диагностика художественного развития, выразительность художественной работы

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090406

фрагмент статьи

Проанализировав психолого-педагогические исследования последних лет, можно отметить, что работ, посвященных развитию воображения у детей разного возраста, достаточно много. Это говорит об актуальности данной темы, о сформулированной необходимости развивать у детей не только интеллектуальные логические процессы, но и эмоционально-образную составляющую психики.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Боровик О.В. Развитие воображения. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2000. 112 с.
  2. Гуружапов В.А. Понимание смысла искусства младшими подростками в ситуации коллективной дискуссии // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. C. 83–88.
  3. Игнатьев С.Е., Кандыбей П.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством //Вестн. МГПУ. Сер. Педагогика и психология. 2013. № 4 (26). С. 77–125.
  4. Кандыбей П.Н. Компьютерные технологии в развитии композиционных навыков на занятиях изобразительным искусством // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 6. С. 87–90.
  5. Качалова А.А. Метод творческой интерпретации натуры как средство развития художественного воображения студентов-дизайнеров на занятиях декоративной живописи //Вестн. Шадринского гос. пед. ун-та. 2013. № 4 (20). С. 66–70.
  6. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ/ Мелик-Пашаев А.А., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук Н.Ф; под ред. А.А. Мелик-Пашаева. Дубна: Феникс+. 2009, 272 с.
  7. Мелик-Пашаев А.А. и др. Истоки и специфика детского художественного творчества/ Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук Н.Ф; под ред. А.А. Мелик-Пашаева. М.: Издат. дом «Навигатор», 2014. 172 с.
  8. Петренко С.С. Психологические условия построения развивающего музыкального обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 180 с.
  9. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. Москва-Рига: Эксперимент, 2000. 160 с.
  10. Свешников А.В. Композиционное мышление. М.: Логос, 2009. 272 с.
  11. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский Художник, 1988. 586 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика