Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 4. С. 43–50.
doi:10.17759/psyedu.2017090405
ISSN: 2074-5885 (online)

Связь вербальной памяти и пространственной рабочей памяти с интеллектом у детей 10–11 лет

Бурдукова Ю.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГБОУ ВО МГППУ, julia_burd@inbox.ru
Алексеева О.С. научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института, Психологического института Российской Академии Образования, Москва, Россия, olga__alexeeva@mail.ru
Чижова В.А. студент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ptic.mr.ptic@gmail.com
Щеглова А.В. студент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии , ФГБОУ ВО МГППУ, an.sn.hr@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Исследование посвящено изучению соотношения показателей Теста избирательного вербального запоминания (SRT), Теста пространственной рабочей памяти (SWM) с интегральными показателями Теста интеллекта Кауфман (K-ABC II). Обнаружено, что эффективность запоминания вербального материала связана с оценками по шкале «Последовательная стратегия обработки информации», которая включает в себя запоминание и воспроизведение вербального материала, и, что более удивительно, с оценками по шкале «Одновременная стратегия обработки информации», которая содержит задания на способности конструирования фигур, анализ как двумерного, так и трехмерного пространства, но не со шкалой обучения, оценивающей опосредованное вербальное запоминание бессмысленных и смысловых понятий. Эффективность пространственной рабочей памяти не связана ни с общей когнитивной успешностью, ни с эффективностью вербального запоминания. Работа является частью проекта по исследованию когнитивных функций у детей с нейроонкологическими заболеваниями.

Ключевые слова: Тест интеллекта Кауфман, Тест избирательного вербального запоминания, Тест пространственной рабочей памяти, школьный возраст

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090405

фрагмент статьи

Вопрос соотношения интеллекта и памяти изучается очень давно. Память как неотъемлемая характеристика входит в состав практически любой когнитивной модели. Так, например, в одной из наиболее эмпирически проработанных и масштабных современных моделей интеллекта – модели Кеттелл–Хорна–Кэрролла – выделены два фактора: кратковременной памяти и долговременной памяти. Отдельные исследования также постулировали связь интеллекта и памяти.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Институт психологии РАН, 2011. 464 с.
  2. Bushke H., Fuld P.A. Evaluating storage, retention, and retrieval in disordered memory and learning // Neurology. 1974. Vol. 24 (11). P. 1019–1025.
  3. Cane M., Engle R.W. The role of prefrontal cortex in working-memory capacity, executive attention, and general fluid intelligence: An individual-differences perspective // Psychonomic Bulletin and Review. 2002. Vol. 9(4). P. 637–671.
  4. Fry A.F., Hale S. Processing speed, working memory, and fluid intelligence: evidence for a developmental cascade // Psychological Science. 1996. Vol. 7(4). P. 237–241.
  5. Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children. Second edition. Circle Pines, Manhattan: American Guidance Service, 2004. 437 p.
  6. McGrew K.S. The Cattell–Horn–Carroll theory of cognitive abilities // D.P. Flanagan, P.L. Harrison (Eds.). Contemporary Intellectual Assessment: Theories, Tests, and Issues. N. Y.: GuilfordPress, 2005. P. 136–181.
  7. Selective disruption of awake sharp-wave ripples impairs learning in a spatial working memory task/Jadhav S., Kemere C., German W., Frank L. // Society for Neuroscience Abstracts, Program #731.22, November, 2011.
  8. Thorndike R.L., Hagen E.P., Sattler J.M. Stanford-Binet Intelligence Scale: Fourth Edition. Chicago: Riverside, 1986. 389 p.
  9. Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for Children. San Antonio, Texas: The Psychological Corporation, 2014. 611 p.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика