Связь вербальной памяти и пространственной рабочей памяти с интеллектом у детей 10–11 лет
Бурдукова Ю.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГБОУ ВО МГППУ, julia_burd@inbox.ru Алексеева О.С. научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института, Психологического института Российской Академии Образования, Москва, Россия, olga__alexeeva@mail.ru Чижова В.А. студент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ptic.mr.ptic@gmail.com Щеглова А.В. студент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии , ФГБОУ ВО МГППУ, an.sn.hr@gmail.com
Исследование посвящено изучению соотношения показателей Теста избирательного вербального запоминания (SRT), Теста пространственной рабочей памяти (SWM) с интегральными показателями Теста интеллекта Кауфман (K-ABC II). Обнаружено, что эффективность запоминания вербального материала связана с оценками по шкале «Последовательная стратегия обработки информации», которая включает в себя запоминание и воспроизведение вербального материала, и, что более удивительно, с оценками по шкале «Одновременная стратегия обработки информации», которая содержит задания на способности конструирования фигур, анализ как двумерного, так и трехмерного пространства, но не со шкалой обучения, оценивающей опосредованное вербальное запоминание бессмысленных и смысловых понятий. Эффективность пространственной рабочей памяти не связана ни с общей когнитивной успешностью, ни с эффективностью вербального запоминания. Работа является частью проекта по исследованию когнитивных функций у детей с нейроонкологическими заболеваниями.
Ключевые слова: Тест интеллекта Кауфман, Тест избирательного вербального запоминания, Тест пространственной рабочей памяти, школьный возраст
Вопрос соотношения интеллекта и памяти изучается очень
давно. Память как неотъемлемая характеристика входит в состав практически любой
когнитивной модели. Так, например, в одной из наиболее эмпирически
проработанных и масштабных современных моделей интеллекта – модели
Кеттелл–Хорна–Кэрролла – выделены два фактора: кратковременной памяти и
долговременной памяти. Отдельные исследования также постулировали связь
интеллекта и памяти.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.:
Институт психологии РАН, 2011. 464 с.
Bushke H., Fuld P.A. Evaluating storage, retention, and
retrieval in disordered memory and learning // Neurology. 1974. Vol. 24 (11).
P. 1019–1025.
Cane M., Engle R.W. The role of prefrontal cortex in
working-memory capacity, executive attention, and general fluid intelligence:
An individual-differences perspective // Psychonomic Bulletin and Review. 2002.
Vol. 9(4). P. 637–671.
Fry A.F., Hale S. Processing speed, working memory, and
fluid intelligence: evidence for a developmental cascade // Psychological
Science. 1996. Vol. 7(4). P. 237–241.
Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for
Children. Second edition. Circle Pines, Manhattan: American Guidance Service,
2004. 437 p.
McGrew K.S. The Cattell–Horn–Carroll theory of cognitive
abilities // D.P. Flanagan, P.L. Harrison (Eds.). Contemporary Intellectual
Assessment: Theories, Tests, and Issues. N. Y.: GuilfordPress, 2005. P.
136–181.
Selective disruption of awake sharp-wave ripples impairs
learning in a spatial working memory task/Jadhav S., Kemere C., German W.,
Frank L. // Society for Neuroscience Abstracts, Program #731.22, November,
2011.