Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 4. С. 65–74.
doi:10.17759/psyedu.2017090407
ISSN: 2074-5885 (online)

Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков

Кочетова Ю.А. кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной психологии, факультет психологии образования , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, juliya25@mail.ru
Климакова М.В. аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, Mk-217@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлен анализ гендерных различий в структуре эмоционального интеллекта у старших подростков. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что в эмоциональном интеллекте у старших подростков существуют гендерные различия. В исследовании приняли участие 111 учеников X и XI классов в возрасте 15–16 лет: 57 девушек и 54 юноши. Использовались метод констатирующего эксперимента и методики «ЭмИн» (Д.В. Люсин), «Оценки эмоционального интеллекта» (Н. Холл), «Диагностика гендерной идентичности» С. Бем в модификации В.А. Лабунской, М.В. Бураковой. В результате исследования гипотеза подтвердилась, были выявлены ведущие компоненты эмоционального интеллекта у юношей и у девушек, дано качественное описание структуры эмоционального интеллекта. Исследование расширяет представление о специфике и гендерных различиях эмоционального интеллекта в старшем подростковом возрасте. Полученные результаты могут быть применены в возрастно-психологическом консультировании, в коррекционно-развивающей работе с подростками; на их базе могут быть сформулированы рекомендации по развитию эмоционального интеллекта подростков в зависимости от гендерной принадлежности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, гендерные различия, гендерная идентичность, компоненты эмоционального интеллекта, подростковый возраст

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090407

фрагмент статьи

Рост интереса к изучению эмоционального интеллекта связан как с множеством вопросов в концептуальном поле данного феномена, так и с потребностями прикладных исследований. Проблема эмоционального интеллекта активно рассматривается и зарубежными учеными (Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д. Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг, Дж. Блок), и отечественными (Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская).


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. 478 с.
  3. Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тезисы научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 26–28 октября, 1999 г.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. С. 25–26.
  4. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml (дата обращения: 04.02.2016).
  5. Климакова М.В. Связь компонентов эмоционального интеллекта и типа межличностного общения в ранней юности // Молодые ученые – столичному образованию. Материалы XV Городской научно-практической конференции с международным участием. Т. I (г. Москва, 21 апреля, 2016 г.). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2016. С. 46–47.
  6. Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (г. Москва, 16–18 ноября, 2015 г.). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 55–63.
  7. Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Связь эмоционального интеллекта и личностных черт с настроением // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 4 С. 154–164.
  8. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: «КСП+», 2003. 272 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.
  10. Рыжов Д. М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний // МНКО. 2014. № 4 (47). С. 87–89.
  11. Салогуб Е.В. Эмоциональный интеллект подростков: современное состояние проблемы [Электронный ресурс] // Смальта. 2014. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-podrostkov-sovremennoe-sostoyanie-problemy (дата обращения: 10.05.2016).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика