Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков
Кочетова Ю.А. кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной психологии, факультет психологии образования , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, juliya25@mail.ru Климакова М.В. аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, Mk-217@yandex.ru
Представлен анализ гендерных различий в структуре эмоционального интеллекта у старших подростков. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что в эмоциональном интеллекте у старших подростков существуют гендерные различия. В исследовании приняли участие 111 учеников X и XI классов в возрасте 15–16 лет: 57 девушек и 54 юноши. Использовались метод констатирующего эксперимента и методики «ЭмИн» (Д.В. Люсин), «Оценки эмоционального интеллекта» (Н. Холл), «Диагностика гендерной идентичности» С. Бем в модификации В.А. Лабунской, М.В. Бураковой. В результате исследования гипотеза подтвердилась, были выявлены ведущие компоненты эмоционального интеллекта у юношей и у девушек, дано качественное описание структуры эмоционального интеллекта. Исследование расширяет представление о специфике и гендерных различиях эмоционального интеллекта в старшем подростковом возрасте. Полученные результаты могут быть применены в возрастно-психологическом консультировании, в коррекционно-развивающей работе с подростками; на их базе могут быть сформулированы рекомендации по развитию эмоционального интеллекта подростков в зависимости от гендерной принадлежности.
Рост интереса к изучению эмоционального интеллекта связан
как с множеством вопросов в концептуальном поле данного феномена, так и с
потребностями прикладных исследований. Проблема эмоционального интеллекта
активно рассматривается и зарубежными учеными (Дж. Мейер, П. Сэловей, Д.
Карузо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д. Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг, Дж. Блок),
и отечественными (Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В.
Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская).
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен
современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. 478
с.
Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект»
в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тезисы научно-практической
конференции (г. Санкт-Петербург, 26–28 октября, 1999 г.). СПб.: Изд-во
Санкт-Петербургского ун-та, 1999. С. 25–26.
Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление
понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml (дата обращения:
04.02.2016).
Климакова М.В. Связь компонентов эмоционального интеллекта
и типа межличностного общения в ранней юности // Молодые ученые – столичному
образованию. Материалы XV Городской научно-практической конференции с
международным участием. Т. I (г. Москва, 21 апреля, 2016 г.). М.: ГБОУ ВПО
МГППУ, 2016. С. 46–47.
Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта в
юношеском возрасте // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой
всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (г.
Москва, 16–18 ноября, 2015 г.). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 55–63.
Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Связь эмоционального
интеллекта и личностных черт с настроением // Психология. Журнал Высшей школы
экономики. 2015. № 4 С. 154–164.
Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения
успеха. М.: «КСП+», 2003. 272 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000.
712 с.
Рыжов Д. М. Эмоциональный интеллект в системе
психологических знаний // МНКО. 2014. № 4 (47). С. 87–89.
Салогуб Е.В. Эмоциональный интеллект подростков:
современное состояние проблемы [Электронный ресурс] // Смальта. 2014. № 6. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-podrostkov-sovremennoe-sostoyanie-problemy
(дата обращения: 10.05.2016).