Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 4. С. 1–11.
doi:10.17759/psyedu.2017090401
ISSN: 2074-5885 (online)

Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей

Савина Е.А. доктор психологических наук, доцент, кафедра последипломного психологического образования , университет Джеймса Мэдисона, США, Орел, Россия, savinaea@jmu.edu
Савенкова И.А. кандидат психологических наук, Заведующий кафедрой, кафедра общей и возрастной психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева", Орел, Россия, savenkova57r@mail.ru
Эстерле А.Е. Начальник лаборатории, Лаборатория социальной психологии, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный социопсихологический центр», Россия, esterle.anton@yandex.ru
Овсяникова Е.А. кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, Педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), Белгород, Россия, ovsyannikova@bsu.edu.ru
Худаева М.Ю. кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, Педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)., Белгород, Россия, khudaeva@bsu.edu.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Исследование посвящено изучению потребностей учителей и родителей в консультации педагога-психолога. Участие в нем приняли 159 учителей и 292 родителя из трех российских городов. Для данного исследования были разработаны два опросника, измеряющих желание учителей и родителей получить психологическую консультацию по поводу поведенческих, эмоциональных, учебных и межличностных проблем школьников, методов воспитания и обучения, отношений в педагогическом коллективе (для учителей) и отношений родителей с детьми. Кроме того, у респондентов спрашивали об опыте обращения к педагогу-психологу и степени удовлетворенности от полученной помощи. Выяснилось, что учителя и родители в целом удовлетворены полученной помощью, однако значительно меньше родителей получили такую помощь по сравнению с учителями. Учителя и родители в большей степени выразили желание обратиться к психологу по поводу поведенческих и эмоциональных проблем детей, а также проблем со сверстниками. Учителя в меньшей степени мотивированы получить консультацию по поводу воспитания, обучения и учебных проблем школьников, а также проблем в педагогическом коллективе. Родители же выразили меньше желания получитьконсультацию по поводу детско-родительских отношений. Полученные результаты проанализированы в свете нормативных документов, регулирующих деятельность и подготовку педагога-психолога.

Ключевые слова: психологическая помощь, педагог-психолог, учителя, родители

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090401

фрагмент статьи

Психологическая служба образования – важная составляющая системы образования, где педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также оказывает психологическую помощь детям, нуждающимся в ней. Консультативная деятельность является важным направлением профессиональной деятельности педагога-психолога, поскольку для того, чтобы эффективно помогать детям, он должен прежде всего сконцентрироваться на работе со взрослыми.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 288 с.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 448 с.
  3. Пахальян В.Э. Каким должен и каким может быть психолог, работающий в системе образования // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 103–112.
  4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
  5. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Портал психологических изданий PsyJournals.ru.2015.URL: http://psyjournals.ru/files/77328/prof_standart_psychologist.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
  6. Савенкова И.А., Степанова Э.М. Особенности профессиональной деятельности школьных психологов г. Орла и г. Курска // Ученые записки Орловского государственного университета. Т. 5. Научные труды научно-исследовательского института педагогики и психологии. Орел. Изд-во ОГУ, 2012. С. 154–158.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 2016. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] //Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 2016. URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440402.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
  9. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 2016. URL:http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 23.01.2016)
  10. Gonzalez J.E. et al. Teacher resistance to school-based consultation with school psychologists: A survey of teacher perceptions // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 2004. Vol. 12 (1). P. 30–37. doi:10.1177/10634266040120010401.
  11. Gutkin T.B., Conoley J.C. Reconceptualizing school psychology from a service delivery perspective: Implication for practice, training, and research // Journal of School Psychology. 1990. Vol. 28. P. 203–223.
  12. Savina E. et al. How Russian teachers, parents, and school psychologists perceive internalizing and externalizingbehaviors in children // Journal of Emotional and Behavioral Difficulties. 2014. Vol. 19 (4). P. 371–385. doi: 10.1080/13632752.2014.891358.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика