Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 4. С. 108–117.
doi:10.17759/psyedu.2017090411
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности креативности в подростковом возрасте

Шумакова Н.Б. доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, n_shumakova@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена исследованию особенностей креативности подростков. Представлены результаты эмпирического исследования динамики вербальной и невербальной (рисуночной) креативности учащихся 4-х, 5-х и 7-х классов. Проверялась гипотеза, согласно которой возрастные особенности креативности подростков проявляются в ее качественном своеобразии, а не в количественных показателях беглости, гибкости и оригинальности. В рамках исследования проанализирован диагностический инструментарий и предложена оригинальная методика изучения вербальной и невербальной креативности. В исследовании приняли участие 147 московских школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Показано, что динамика показателей вербальной и невербальной креативности в подростковом возрасте имеет противоположное направление: повышение вербальной креативности сопровождается снижением невербальной (на уровне тенденции). При этом возрастные особенности креативности подростков обнаруживаются в качественном своеобразии как вербальных, так и невербальных проявлений креативности.

Ключевые слова: креативность, возрастные особенности, младшие подростки, диагностика креативности

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090411

фрагмент статьи

Потребность общества в кадрах, способных к творческому и критическому мышлению, постановке новых задач и поиску нестандартных решений в условиях новой, цифровой экономики быстро меняющегося мира, ставит перед образованием новые задачи, среди которых развитие инициативы и творческих способностей у обучающихся начинает занимать ведущее место. Вопросы о том, что такое креативность, как можно выявить творческий потенциал ребенка и как его развить, находятся в поле внимания исследователей и практиков уже несколько десятилетий.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Абдурахмонов Г.Н. Социокультурные особенности развития компонентов креативности у младших школьников (на примере российских и таджикских школьников) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Abdurakhmonov.phtml(дата обращения: 10.09.2017).
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
  3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во МПСИ, 2003. 720 с.
  4. Шумакова Н.Б. От концепции творческой одаренности А.М.Матюшкина к диагностике творческого потенциала школьников // Социальная психология личности и акмеология: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под ред. Р.М. Шамионова (отв. ред.), М.А. Кленовой. М.: Издательство «Перо» [Электронное издание], 2017. С. 367−372.
  5. Щебланова Е.И., Шумакова Н.Б. Выявление и развитие общей одаренности детей в школьном обучении // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912-2012 / Под ред. В.В.Рубцова. СПб.: Нестор-История, 2012. С. 819−834.
  6. Baptiste Barbot B., Besançon M., Lubart T. Assessing Creativity in the Classroom // The Open Education Journal. 2011. No. 4 (Suppl 2:M5). P. 124−132.
  7. Besançon M., Lubart T., Barbot B. Creative giftedness and educational opportunities // Educational & Child Psychology. 2013. Vol. 30. No. 2. P.79−88.
  8. Lubart T., Guignard J.H. The generality–specificity of creativity: A multivariate approach // Creativity: From potential to realization / E.L. Grigorenko, R.J. Sternberg (Eds.). Washington, DC, US: American Psychological Association, 2004. Р. 43−56.
  9. Lubart T. Creative giftedness: Its nature and measurement with EPoC // Neuropsychiatrie de l'Enfance et de l'Adolescence. 2012. Vol. 60. Issue 5. P. S102.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика