Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 1. С. 116–126.
doi:10.17759/psyedu.2018100112
ISSN: 2587-6139 (online)

Профессиональная проба как способ подготовки учителя начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования

Брук Ж.Ю. кандидат педагогических наук, кафедра психологии и педагогики детства, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, bruk_882@mail.ru
Патрушева И.В. кандидат педагогических наук, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, inga-p@mail.ru
Федина Л.В. кандидат педагогических наук, кафедра психологии и педагогики детства, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, l.v.fedina@utmn.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлены результаты реализации одного из условий практико-ориентированного обучения – использования профессиональных проб в ходе апробации проекта, направленного на совершенствование подготовки будущих педагогов посредством усиления практической направленности в условиях инклюзивного образования. Описаны содержание и механизм профессиональной пробы в реальном учебно-воспитательном процессе при реализации модуля «Теоретико-методологические основы инклюзивного образования». Авторы пришли к выводу, что использование профессиональных проб в системе подготовки будущих педагогов позволяет значительно увеличить показатели методической готовности студентов. Тем не менее компетенции осуществления диагностики учебно-воспитательного процесса, умения вести наблюдения и анализировать увиденное, сформированы недостаточно. Включение в образовательный процесс метода профессиональных проб позволяет решать задачу связи теории с практической деятельностью педагога в условиях инклюзивного образования, развивать компетенции принятия обоснованных и эффективных решений, формировать опыт взаимодействия с особыми детьми, развивать личную ответственность и способность к саморефлексии.

Ключевые слова: профессиональная проба, инклюзивное образование, практико-ориентированное обучение, профессиональный стандарт педагога, трудовые действия, дети с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2018100112

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 143–159.
  2. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление: психолого-акмеологический подход. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 201 с.
  3. Концепция поддержки развития педагогического образования. [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/3871/файл/2676/Концепция поддержки развития педагогического образования 11 12 13.doc (дата обращения: 14.11.2017).
  4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. C. 1–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 20.12.2017).
  5. Проект модернизации педагогического образования [Электронный ресурс] URL: http://педагогическоеобразование.рф (дата обращения: 03.12.2017).
  6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 03.12.2017).
  7. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. М.: Академия, 2012. 176 с.
  8. Burhan-Horasanlı El., Ortaçtepe D. Reflective practice-oriented online discussions: A study on EFL teachers’ reflection-on, in and for-action // Teaching and Teacher Education. Vol. 59. October 2016. P. 372–382.
  9. Körkkö M., Kyrö-Ämmälä O., Turunen T. Professional development through reflection in teacher education // Teaching and Teacher Education. Vol. 55. April 2016. P. 198–206.
  10. López M.A.R. European Higher Education Area-Driven Educational Innovation // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 237. 21 February 2017. P. 1505–1512.
  11. Robinson D. Effective inclusive teacher education for special educational needs and disabilities: Some more thoughts on the way forward // Teaching and Teacher Education. Vol. 61. January
  12. Shukshina T., Gorshenina S., Buyanova Ir., Neyasova Ir. Practice-Oriented Teachers’ Training: Innovative Approach // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11. № 16. P. 9125–9135.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика