Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 1. С. 81–93.
doi:10.17759/psyedu.2018100108
ISSN: 2587-6139 (online)

Физические параметры и комфортность школьной среды в оценках обучающихся и педагогов

Иванова Е.В. кандидат психологических наук, заведующий лабораторией образовательных инфраструктур, Институт системных проектов, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, obrazpress@gmail.com
Нестерова О.В. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт системных проектов, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, nesterova_ov@mail.ru
Виноградова И.А. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт системных проектов, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, vinogradov.ir@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматривается проблема взаимосвязи физических параметров школьного пространства с состоянием комфорта обучающихся и педагогов в условиях различных типов образовательной среды: «обогащенной», «стандартной» и «обедненной». Гипотеза состояла в том, что оценка комфортности взаимосвязана с физическими параметрами среды (температура, качество воздуха, освещенность, акустика, мебель) и имеет значимые различия в оценках обучающихся и педагогов школ с различным типом образовательной среды. В исследовании приняли участие 416 обучающихся и 73 педагога трех московских образовательных комплексов. Использовались специально разработанные анкеты. В группе обучающихся выявлены значимые различия в оценках комфортности школьного пространства и его отдельных физических параметров в зависимости от типа образовательной среды и установлены значимые взаимосвязи между данными показателями. Состояние комфорта обучающихся определяется типом образовательной среды и ее физическими параметрами. Для педагогов комфортность, показатели которой выше по сравнению с оценками обучающихся, определяется благоприятным психологическим климатом и доброжелательными взаимоотношениями.

Ключевые слова: образовательная среда; физические параметры среды; «обогащенная» среда; «стандартная» среда; «обедненная» среда

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2018100108

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Виноградова И.А., Иванова Е.В., Нестерова О.В. Система оценки эффектов редизайна пространств образовательных организаций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26650 (дата обращения: 19.08.2017).
  2. Нартова-Бочавер С.К. Физическая школьная среда как предиктор здоровья и благополучия субъектов образовательного процесса (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49968.shtml (дата обращения: 09.08.2017).
  3. Barrett P., Zhang Y., Davies F., Barrett L. Clever Classrooms [Электронный ресурс]. - URL: http:img.eba.gov.tr›876/23f/892/7d1/9fb/ce4/323/823/ (дата обращения: 03.08.2017).
  4. Blyth A. Modernising Secondary School Buildings in Portugal [Электронный ресурс]. URL: http:oecd.org›Portugal›44247100.pdf (дата обращения: 03.08.2017).
  5. Blyth A. Upgrading School Buildings in Mexico with Social Participation The Better Schools Programme [Электронный ресурс]. URL: http: oecd.org›edu/EDUCATION POLICY…MEXICO_EN.pdf (дата обращения: 03.08.2017).
  6. Enmarker I., Boman E. Noise annoyance responses of middle school pupils and teachers // Journal of Environmental Psychology. 2004. Vol. 24. P. 527–536.
  7. Küller R., Lindsten C. Health and behavior of children in classrooms with and without windows // Journal of Environmental Psychology. 1992. Vol. 12. P. 305– 317.
  8. Lundquist P., Kjellberg A., Holmberg K. Evaluating effects of the classroom environment: development of an instrument for the measurement of self reported mood among school children // Journal of Environmental Psychology. 2002. Vol. 22. P. 289–293.
  9. Weinstein C.S., Woolfolk A.E. The classroom setting as a source of expectations about teachers and pupils // Journal of Environmental Psychology. 1981. Vol. 1. P. 117–129.
  10. Winterbottom M., Wilkins A. Lighting and discomfort in the classroom // Journal of Environmental Psychology. 2009. Vol. 29. P. 63–75.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика