Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 1. С. 32–41.
doi:10.17759/psyedu.2018100104
ISSN: 2587-6139 (online)

Особенности развития коммуникативной компетентности у детей с ЗПР

Заречная А.А. старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, anego@bk.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье приводятся данные исследования коммуникативной компетентности у детей с задержкой психического развития. Представлены экспериментальные данные о развитии коммуникативной компетентности у детей с задержкой психического развития, выполнен сравнительный анализ с данными нормально развивающихся детей. Эмпирически выявлена связь между видами коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, их умением сотрудничать в паре со сверстником: планировать, согласовывать и осуществлять совместные действия для достижения общей цели. Доказано, что коммуникативная компетентность как регуляторный механизм программы совместной деятельности у детей с задержкой психического развития формируется в задержанном темпе и требует дополнительных занятий в целях развития способности выполнять групповые задания. Экспериментальные данные позволяют разработать модель формирования коммуникативной компетентности у детей с задержкой психического развития на основе развития выделенных коммуникативных компетенций в процессе совместной деятельности со сверстником.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, социальное взаимодействие, дети дошкольного возраста, задержка психического развития, социально-коммуникативная сфера

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2018100104

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  2. Гаврилушкина О.П., Заречная А.А. Исследование социального взаимодействия дошкольников с нормальным и задержанным развитием. Другое детство // Сборник тезисов участников Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2009. С. 54–57.
  3. Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 2. С. 5–16. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52248.shtml (дата обращения: 30.03.2018).
  4. Гаврилушкина О.П., Егорова М.А. Дети с особыми образовательными потребностями в начальной школе [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование. psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 3. C. 141–152. doi: 10.17759/psyedu.2016080313.
  5. Дмитриева Е. Е. Социально-личностная готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 5. С. 33–38.
  6. Заречная А.А. Анализ конфликтов в группе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в совместной деятельности// Материалы XIII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Молодые ученые – столичному образованию». М.: МГППУ, 2009. С. 279–281.
  7. Коробейников И. А. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР// Дефектология. 2017. № 2. С. 3–13.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 30.03.2018).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика