Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 2. С. 64–76.
doi:10.17759/psyedu.2018100206
ISSN: 2587-6139 (online)

Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста

Фомина Т.Г. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии саморегуляции, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт РАО», Москва, Россия, tanafomina@mail.ru
Ефтимова О.В. научный сотрудник, Лаборатория психологии саморегуляции, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт РАО», Москва, Россия, eftimoska@ya.ru
Моросанова В.И. кандидат психологических наук, профессор, член-корреспондент, заведующий лаборатории, Лаборатория психологии саморегуляции, Психологический институт РАО, Москва, Россия, morosanova@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены результаты исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции, личностных особенностей и субъективного благополучия младших школьников (N = 156, возраст 10–11 лет). Для диагностики осознанной саморегуляции учащихся использовался опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения (детский) ССПМ-Д». Оценка личностных характеристик производилась с помощью методики «Большая пятерка – детский вариант» (С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова, Г.М. Васин). «Многомерная детская шкала удовлетворенности жизнью MSLSS» (русскоязычная версия – Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин) использовалась для диагностики уровня субъективного благополучия учащихся в трех сферах: семья, школа, самоотношение. Проанализированы значимые связи регуляторных характеристик и личностных факторов с показателями субъективного благополучия. Выявлены значимые регуляторные и личностные предикторы субъективного благополучия, специфичные для учащихся младшего школьного возраста. Показано, что степень развития отдельных регуляторных особенностей, а также общего уровня осознанной саморегуляции учебной деятельности выступают значимыми факторами субъективного благополучия учащихся.

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, субъективное благополучие, личностные особенности, младшие школьники

Рубрика: Эмпирические исследования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2018100206

фрагмент статьи

Проблема субъективного благополучия остается актуальной на протяжении уже довольно длительного времени. В последние годы также особо зазвучала проблема обеспечения субъективного благополучия учащихся, которые, находясь в ситуации глобальных перемен, происходящих в образовательном процессе, испытывают серьезные психологические нагрузки.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. С. 68–76. doi:10.17759/pse.2017220606
  2. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n3/55542.shtml (дата обращения: 12.01.2018).
  3. Бочарова Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. № 2–1. С. 73–78.
  4. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 46–58. doi:10.17759/chp.2016120205/
  5. Григорьева М.В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психологическая наука и образование. 2009. № 2. С. 41–45.
  6. Зинченко Т.О., Грушина И.А. Представления о счастье у младших школьников // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 263–266.
  7. Малых C.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка – детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 4. С. 6–12.
  8. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. № 10. С. 13–24.
  9. Моросанова В.И. Стилевые особенности индивидуальной саморегуляции и личностные диспозиции человека // Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / под ред. В.И. Моросановой. М.: ПИ РАО, 2006. С. 18–39.
  10. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
  11. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124–135.
  12. Черткова Ю.Д., Алексеева О.С., Фоминых А.Я. Взаимосвязь удовлетворенности жизнью, диспозиционных черт личности и Темной триады личностных свойств [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.10.2017).
  13. Azizli N., Atkinson B.E., Baughman H.M., Giammarco E. A. Relationships between general self-efficacy, planning for the future, and life satisfaction //Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 82. P. 58–60. doi: 10.1016/j.paid.2015.03.006
  14. Brunstein J.P. Personal goals and subjective well-being: A longitudinal study // Journal of personality and social psychology. 1993. Vol. 65. № 5. P. 1061–1070. doi: 10.1037/0022-3514.65.5.1061
  15. Busseri M.A., Sadava S.W. A review of the tripartite structure of subjective well-being: Implications for conceptualization, operationalization, analysis, and synthesis //Personality and Social Psychology Review. 2011. Vol. 15. № 3. P. 290–314. doi: 10.1177/1088868310391271
  16. DeNeve K.M., Cooper H. The happy personality: A meta-analysis of 137 personality traits and subjective well-being. Psychological Bulletin. 1998. Vol. 124. № 2. P. 197–229. doi: 10.1037/0033-2909.124.2.197
  17. Diener E.D., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The satisfaction with life scale. Journal of personality assessment, 1985, 49(1), P. 71–75. doi: 10.1207/s15327752jpa4901_13
  18. Diener E., Lucas R.E. Personality and subjective well-being // Well-being: Foundations of hedonic psychology/ Eds. D. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz. N. Y. 1999. P. 213–229.
  19. Diener E., Diener M. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // Culture and well-being. Springer Netherlands. 2009. P. 71–91.
  20. Du H., Bernardo A.B.I., Yeung S.S. Locus-of-hope and life satisfaction: The mediating roles of personal self-esteem and relational self-esteem // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 83. P. 228–233. doi: 10.1016/j.paid.2015.04.026
  21. Emmons R.A. Personal goals, life meaning, and virtue: wellsprings of a positive life. // Flourishing: positive psychology and the life well-lived / In: P. Keyes, J. Haidt (eds.). Washington (DC): American Psychological Association, 2003. P. 105–128. doi: 10.1037/10594-005
  22. Fogle L. M., Huebner E.S., Laughlin J.E. The relationship between temperament and life satisfaction in early adolescence: Cognitive and behavioral mediation models // Journal of Happiness Studies. 2002. Vol. 3. № 4. P. 373–392. doi: 10.1023/A:1021883830847
  23. Furnham A., Brewin P.R. Personality and happiness // Personality and Individual Differences. 1990. Vol. 11. № 10. P. 1093–1096. doi: 10.1016/0191-8869(90)90138-H
  24. Gilman R., Huebner S. A review of life satisfaction research with children and adolescents // School Psychology Quarterly. 2003. Vol. 18. № 2. P. 192–205. doi: 10.1521/scpq.18.2.192.21858
  25. Huebner E.S. Preliminary development and validation of a multidimensional life satisfaction scale for children // Psychological assessment. 1994. Vol. 6. № 2. P. 149–158. doi: https://doi.org/10.1037/1040-3590.6.2.149
  26. Kasser T., Ryan R.M. Be careful what you wish for: Optimal functioning and the relative attainment of intrinsic and extrinsic goals // Life goals and well-being: Towards a positive psychology of human striving | P. Schmuck, K.M. Sheldon (eds.). Goettingen, Germany: Hogrefe and Huber, 2001. P. 116–131.
  27. Lent R.W., Singley D., Sheu H.-B., Gainor K.A., Brenner B.R., Treistman D., Ades L. Social cognitive predictors of domain and life satisfaction: Exploring the theoretical precursors of subjective well-being // Journal of counseling psychology. 2005. Vol. 52. № 3. P. 429–442. doi: 10.1037/0022-0167.52.3.429
  28. Pavot W., Diener E., Fujita F. Extraversion and happiness // Personality and individual differences. 1990. Vol. 11. № 12. P. 1299–1306. doi: 10.1016/0191-8869(90)90157-M
  29. Rigby B.T., Huebner E.S. Do causal attributions mediate the relationship between personality characteristics and life satisfaction in adolescence? // Psychology in the Schools. 2005. Vol. 42. № 1. P. 91–99. doi: 10.1002/pits.20026
  30. Ryff P.D., Keyes P.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719–727. doi: 10.1037/0022-3514.69.4.719
  31. Steel P., Schmidt J., Shultz J. Refining the relationship between personality and subjective well-being // Psychological bulletin. 2008. Vol. 134. № 1. P. 138–161. doi: https://doi.org/10.1037/0033-2909.134.1.138
  32. Suldo S.M., Riley K.N., Shaffer E.J. Academic correlates of children and adolescents' life satisfaction // School Psychology International. 2006. Vol. 27. № 5. P. 567–582. doi: https://doi.org/10.1177/0143034306073411
  33. Verkuyten M., Thijs J. School satisfaction of elementary school children: The role of performance, peer relations, ethnicity and gender // Social indicators research. 2002. Vol. 59. № 2. P. 203–228. doi: 10.1023/A:1016279602893
  34. Wiese B.S. Successful pursuit of personal goals and subjective well-being // Personal project pursuit: Goals, action, and human flourishing / B.R. Little, K. Salmela-Aro, S.D. Phillips (eds.). Mahwah, NJ: Erlbaum, 2007. P. 301–328.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика