Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 2. С. 103–113.
doi:10.17759/psyedu.2018100209
ISSN: 2587-6139 (online)

Особенности креативности и концептуального мышления у студентов, обучающихся по направлению «Программная инженерия» (инженеры-когнитологи)

Ивахненко О.Н. учитель-логопед, Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1245, Москва, Россия, muravina@inbox.ru
Смольянинова В.А. кандидат технических наук, доцент кафедры математического обеспечения и стандартизации информационных технологий, Института Информационных технологий Московского технологического университета (МИРЭА), Москва, Россия, valerysmol@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлены особенности креативности студентов, обучающихся по направлению «Программная инженерия». Необходимость изучения особенностей креативности студентов инженеров-когнитологов для их будущей профессиональной деятельности в современном мире определяет проблему исследования. Гипотеза исследования состоит в том, что креативность у студентов, обучающихся по направлению «Программная инженерия», и студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», а также студентов, обучающихся по направлению «Программная инженерия», юношей и девушек будут иметь свои особенности. Выборка состояла из студентов 4-го курса (N=100): обучающихся в МТИ по направлению «Программная инженерия» (инженеры-когнитологи (N=50), и обучающиеся в МГИУ по направлению «Менеджмент» (N=50), (студенты менеджеры). Для определения уровня креативности использовались: тесты П. Торренса «Каракули», «Круги», «Предложения», тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой. Выявлены различия между уровнем креативности в группах девушек и юношей; студентов менеджеров и студентов инженеров-когнитологов. По сумме критериев студенты менеджеры имеют более высокий уровень показателей, чем группа студентов инженеров-когнитологов, а девушки инженеры-когнитологи показали более высокий уровень креативности, чем юноши. Описана система упражнений для развития креативности и концептуального мышления с использованием средств актерского мастерства.

Ключевые слова: креативность, креативность студентов инженеров-когнитологов, сравнительный анализ, гендерные особенности креативности, концептуальное мышление, средства актерского мастерства

Рубрика: Эмпирические исследования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2018100209

фрагмент статьи

Одним из главных вопросов психологии творчества является изучение креативности. Изменения, происходящие в современной жизни, требуют от человека качеств, позволяющих креативно подходить к решению повседневных профессиональных задач.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб: Издательство "Речь", 2001. 128 с.
  2. Дорфман Л.Я., Челнокова А.В. Гендерные аспекты креативности // Образование и наука. 2008. № 7. С. 55.
  3. Ивахненко О.Н. Особенности взаимодействия студентов технических и гуманитарных направлений // Сборник тезисов по материалам международной научно-практической конференции XI Левитовские чтения «Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса». М.: ГОУ ВОМО МГОУ, 2016. С. 154–157.
  4. Ивахненко О.Н. Сравнительный анализ креативности менеджеров и инженеров-программистов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 3. С. 98–105. doi: 10.18384/2310-7235-2016-3-98-105
  5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2014. 390 с.
  6. Клейберг Ю.А. Креативная девиантология: опыт институализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 47–52.
  7. Лившиц В.И. Формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий // Инженерное образование. 2012. № 9. С. 26—37.
  8. Лоза О. Сарабьян Э. Большая книга тренингов по системе Станиславского. М.: Астрель, 2012. 106 с.
  9. Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования креативности: социально-психологический аспект // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 17.
  10. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки / отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1988. С. 21–34.
  11. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 130–139.
  12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
  13. Смирнов С.С., Мороз Ю.В. Программный инструментарий для обучения умениям концептуального анализа предметной области как основы технологии игрового проектирования баз знаний // Информатизация образования и науки. 2013. № 4(20). С. 142–152.
  14. Смольянинова В.А. Методическое и программное обеспечение процессов выявления и представления знаний в интеллектуальных системах поддержки принятия решений: дис. … канд. техн. наук. М., 2011.167 с.
  15. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 2. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1989. 511 с.
  16. Фор М.В. Гендерные различия интеллекта и креативности взрослых людей // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире» (Москва, 15–16 октября 2009 г.) / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, И.О. Александров. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 119–126.
  17. Чугунова Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.181 с.
  18. Guilford Y. P. The nature of human intelligence. N. Y.: Mc-Graw Hill, 1967. 162 p.
  19. Torrance P. Rewarding creative behavior. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1965. С. 178–182.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика