Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 2. С. 11–20.
doi:10.17759/psyedu.2018100202
ISSN: 2587-6139 (online)

Условия формирования познавательных метапредметных результатов у младших школьников

Зак А.З. доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, jasmin67@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Цель исследования – определить условия формирования у четвероклассников познавательных действий, связанных с построением способов решения проблем и с рефлексией при решении задач. Предполагалось, что освоение детьми основной образовательной программы (ООП) и авторской программы «Интеллектика» больше способствует формированию познавательных действий, чем освоение только ООП. Это связано с тем, что программа включает неучебные поисковые задачи разного рода, каждый род – несколько видов, каждый вид – несколько вариантов. При этом каждое занятие по программе включает разбор учителя с учениками задачи-образца, самостоятельное решение задач, анализ с учениками верных и неверных решений. В исследовании участвовали 117 учеников 4 класса (46 – экспериментальная группа, 71 – контрольная), 46 детей занимались по программе «Интеллектика» весь учебный год (32 занятия). Начальная и заключительная диагностика проводилась с учениками обеих групп на материале заданий авторской методики «Замещение», предназначенных для определения способа решения поисковых проблем (общий или частный) – задание 1 и рефлексии при решении задач (содержательная или формальная) – задание 2. Заключительная диагностика показала: общим способом решали задачи 63,1% детей в экспериментальной группе, 42,3% – в контрольной (различие результатов статистически значимо при p < 0,01); осуществили содержательную рефлексию соответственно 26,1% и 12,7% (различие значимо при p < 0,05). Исследование впервые показало, что программа «Интеллектика» – эффективное условие достижения высоких метапредметных результатов в начальной школе.

Ключевые слова: младшие школьники, познавательные действия, программа «Интеллектика»

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2018100202

фрагмент статьи

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования указывается связь метапредметных результатов с универсальными учебными действиями. Отмечается, что метапредметные результаты освоения детьми основной образовательной программы начальной школы должны отражать формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), в том числе познавательных.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении // Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 103–107.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 497 с.
  3. Давыдов В.В., Пушкин В.Н., Пушкина А.Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1972. № 6. С. 36–44.
  4. Зак А.З. Психологические особенности теоретического решения задач // Новые исследования. 1976. № 2. С. 25–29.
  5. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 241 с.
  6. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. № 2. С. 36–41.
  7. Зак А.З. Интеллектика. Книга для учителя. М.: Интеллект-центр, 2002. 408 с.
  8. Зак А.З. Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2003. 96 с.
  9. Зак А.З. Мышление младшего школьника. СПб.: Содействие, 2004. 828 с.
  10. Зак А.З. Диагностика различий в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007. 159 с.
  11. Зак А.З. Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основной школе // Психологическая наука и образование. 2009. № 2. С. 5–13.
  12. Зак А.З. Развитие авторского мышления у младших школьников. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. 218 с.
  13. Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших школьников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1998. 22 с.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2002. 720 с.
  15. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 29–33.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 3.04.2018).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика