Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 3. С. 135–147.
doi:10.17759/psyedu.2018100312
ISSN: 2587-6139 (online)

Особенности взаимодействия матерей с детьми раннего возраста, помещенными в реанимационное отделение в послеродовом периоде

Бадлина Е.С. перинатальный психолог, Центр подготовки к родам и родительству «Солнечный круг», Москва, Россия, badl-elena@yandex.ru
Крысанова Т.В. перинатальный психолог, Центр подготовки к родам и родительству «Солнечный круг», Москва, Россия, rabotnovatv@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Известно, что особенности течения перинатального периода оказывают влияние на дальнейшее материнско-детское взаимодействие. В настоящей статье представлены результаты сравнительного исследования взаимодействия матерей с детьми раннего возраста. Исследование проводилось в двух группах. В основную группу вошли 69 диад матерей с преждевременно рожденными детьми и 26 диад с детьми, рожденными в срок, которые были помещены в реанимационное отделение в послеродовом периоде. Контрольную группу составили 90 диад матерей с детьми, не нуждавшимися в реанимационных мероприятиях и госпитализации. Возраст детей на момент исследования — от 12 до 36 месяцев. В работе использовались методы и методики: сбор и анализ анамнестических данных из медицинских карт детей, опрос матерей (опросник для матерей Ланцбург М.Е.), инструментальное структурированное наблюдение (количественный и качественный анализ видеозаписи игровых действий матери и ребенка при помощи программы The Observer XT Noldus и вне неё). В результате исследования была обнаружена специфика в материнско-детском взаимодействии в диадах с осложненным постнатальным периодом. Матери детей, перенесших пребывание в реанимации в послеродовом периоде, проявляли более низкую чувствительность и отзывчивость во взаимодействии с детьми, чем матери детей с не осложненным послеродовым периодом.

Ключевые слова: материнско-детское взаимодействие, диада «мать—дитя», реанимация новорожденных, недоношенные дети, постнатальный период, ранний возраст, материнская чувствительность, материнская отзывчивость, The Observer XT

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2018100312

фрагмент статьи

В последние десятилетия с появлением прогрессивных разработок в области неонатологии реанимация новорожденных претерпела ряд существенных изменений и стала более совершенной и эффективной. По разным оценкам, в проведении первичных реанимационных мероприятий в родильном зале нуждаются от 0,5 до 2% доношенных детей и от 10 до 20% недоношенных и переношенных детей. При этом потребность в первичных реанимационных мероприятиях у детей, родившихся с массой тела 1000—1500 г, составляет от 25 до 50% детей, а у детей с массой менее 1000 г — от 50 до 80% и более.


Благодарности

Авторы выражают благодарность научному руководителю проекта кандидату биологических наук М.Е. Ланцбург и кандидату психологических наук Е.В. Соловьевой за ценные замечания и помощь на этапе проведения исследования.

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Аринцина И.А. Психическое развитие детей раннего возраста после оперативного вмешательства в период новорожденности в системе взаимодействия с близким взрослым [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. № 116. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta-posle-operativnogo-vmeshatelstva-v-period-novorozhdennosti-v-sisteme-vzaimodeystviya-s (дата обращения: 20.11.2016).
  2. Долгих А.Г., Захарова Е.И. Особенности эмоционального взаимодействия матери с ребенком, зачатие которого наступило с помощью ЭКО // Сборник тезисов VI-ой Международной конференции «Психологические проблемы современной семьи» (Москва, 30 сентября — 4 октября 2015 г.). М.: 2015. С. 360—364.
  3. Ворошнина О.Р. Психическое развитие преждевременно родившихся детей младенческого возраста: теоретические и прикладные аспекты [Электронный ресурс]. Пермь: ПГПУ. 2011. 100 с. // Электронная библиотека МГППУ. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=236093. (дата обращения: 19.10.2016).
  4. Иванов. Д.О. Нарушение теплового баланса у новорожденных детей. Спб.: Н-Л. 2012. 168 с.
  5. Мухамерахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 16—25.
  6. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации // Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ», 2013. 164 с.
  7. Скворцова В.И. Методическое письмо. Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям // Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. М.: 2010. 44 с.
  8. Соловьева Е.В. О материнском отношении к детям раннего возраста, зачатым посредством экстракорпорального оплодотворения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Soloveva.phtml (дата обращения: 20.11.2016).
  9. Якупова В.А., Захарова Е.И. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО // Национальный психологический журнал. 2015. Т. 17. № 1. С. 96—104.
  10. Baron I.S., Rey-Casserly C. Extremely preterm birth outcome: a revive of four decades of cognitive research // Neuropsychology Review. 2010. № 20. P. 430—452. doi: 10.1007/s11065-010-9132-7
  11. Fuertes M., Faria A., Soares H., Critteneden P. Developmental and evolutionary assumption in study about the impact of premature birth and low income on mother-infant interaction // Acta Ethologica. 2009. № 12. P. 1—11. doi: 10.1007//s10211-008-0051-1
  12. Holditch-Davis D., Sandelowski M., Harris B.G. Effect of infertility on mothers’ and fathers’ interactions with young infants // Journal of reproductive and infant psychology. 1999. Vol. 17. № 2. P. 159—173.
  13. Rahkonen P., Heinonen K., Pesonen A. Mother-child interaction is associated with neurocognitive outcome in extremely low gestational age children // Scandinavian Journal of Psychology. 2014. Vol. 4. № 55. P. 311—318. doi: http://eds/mgppu/ru:5013/10.1111/sjop.12133
  14. Tanimura Ch.S. Mother’s subjective experience of separation from her premature infant at birth. Clinical Dissertation. Pepperdine University. USA, 2006. P. 157.
  15. Howson C.P., Kinney M.V., Lawn J.E. Born too soon: the global action report on preterm birth // World Health Organization. Geneva, 2012. P. 126.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика