Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 3. С. 148–159.
doi:10.17759/psyedu.2018100313
ISSN: 2587-6139 (online)

Проблема личностного самоопределения в трудах Л.И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода

Ермолаева М.В. доктор психологических наук, профессор кафедры «Школьная психология» факультета психологии образования , ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, mar-erm@mail.ru
Лубовский Д.В. кандидат психологических наук, заведующий кафедрой школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru
Силаева Л.В. аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, buchkovskayal@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье проанализировано понимание самоопределения в работах Л.И. Божович, представлен теоретический контекст, в котором самоопределение рассматривалось в ее исследованиях (развитие личности как овладение своим поведением, самоопределение как свободный выбор). Показано, что на основе подхода к исследованию самоопределения, намеченного Л.И. Божович, в отечественной психологии возникли три исследовательских подхода к исследованию самоопределения: самоопределение как постижение себя, как ориентация себя в системе общественных ценностей и как развитие субъектности. Показано, что подход Л.И. Божович к исследованию субъектности наиболее близок к субъектному подходу в современной российской психологии. Стадии развития личности, выделенные в работах Л.И. Божович, рассматриваются как стадии становления субъектности. Намечено создание для подростков образовательных практик, базирующихся на свойственных им видах деятельности и направленных на развитие личностной рефлексии как основы самопознания и самоопределения.

Ключевые слова: теория личности Л.И. Божович, самоопределение, субъектный подход, подростки, развитие самосознания личности

Рубрика: Научная жизнь

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2018100313

фрагмент статьи

Понятие личностного самоопределения остается в современной отечественной психологии как одним из наиболее распространенных, так и одним из самых широких, охватывающих круг разнообразных явлений. Не существует однозначного определения данного понятия. Несмотря на большое количество исследований в психологии развития, применительно к самоопределению остается не решенной до конца проблема детерминации и свободы в выборе человеком своего жизненного пути, своей системы ценностей и себя самого.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  3. Божович Л.И. Формирование личности в старшем школьном возрасте // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. С.-Пб.: Питер, 2008. С. 275—310.
  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. С.-Пб.: Питер, 2008. С. 312 — 356.
  5. Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 169 с.
  6. Выготский Л.С. Проблема возраста: собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 244—268.
  7. Вязникова Л.Ф. Психологические основания процесса профессиональной переподготовки руководителей системы образования: дисс. … д-ра психол. наук. Хабаровск, 2002. 415 с.
  8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43—52.
  9. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: дисс. … д-ра псхол. наук. М., 1996. 348 с.
  10. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самость и базовый конструкт становления и развертывания процесса самореализации как содержание акмеологического развития // Мир психологии. 2008. № 4. С. 225—238.
  11. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: учеб. Пособие. М.: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный ун-т», 2011. 452 с.
  12. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Развитие идеи С.Л. Рубинштейна о самоопределении субъекта в современной социальной психологии // Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Под ред.К.А. Абульхановой. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 216—233.
  13. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  14. Кон И.С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.
  15. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
  16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сб. научных статей. М., МГППУ, 2011. С. 14—22.
  17. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.
  18. Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Личностное самоопределение как смыслодинамический процесс// Развитие и саморазвитие личности (К 100-летнему юбилею А.Н. Леонтьева): сб. науч. статей / Под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2004. С. 108—120.
  19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.: М.: Педагогика, 1973. 424 с.
  20. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 1994. 48 с.
  21. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Дисс. доктора психол. наук. М., 1994. 48 p.
  22. Толстых Н.Н. Возможность свободы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 19—28.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика