Социально-психологические характеристики вовлеченности обучающихся в непрерывное образование на разных этапах процесса обучения
Киселева Н.В. индивидуальный предприниматель, Психолог, аспирант кафедры психологии управления факультета социальной психологии, Московского городского психолого-педагогического университета, Россия, 2133940@mail.ru
В статье представлен содержательный анализ структуры вовлеченности обучающихся в непрерывное образование на разных этапах обучения: колледж, бакалавриат, магистратура/аспирантура, дополнительное образование (программы профессиональной переподготовки). Описана структурная модель вовлеченности, включающая когнитивный, аффективный, поведенческий, мотивационный и ценностный компоненты. Каждый компонент измерялся пятью показателями. Выборка исследования включила 593 респондента (обучающихся в колледже, бакалавриате, магистратуре или аспирантуре, на программах профессиональной переподготовки). В статье представлены результаты структурного анализа, определены когерентность (интегрированность), дивергентность (дифференцированность) структур, степень организованности структурограмм для разных групп обучающихся, определены наиболее весомые компоненты вовлеченности для каждой из групп. Результаты эмпирического исследования позволили сделать следующий вывод: различия между структурограммами вовлеченности у обучающихся на разных этапах образования существенны и множественны.
Ключевые слова: образование, этапы образования, увлеченность обучением, непрерывное образование, структура вовлеченности, модели вовлеченности, вовлеченность в образование, вовлеченность обучающихся, студенческая вовлеченность, образовательный процесс
Современный темп жизни, ускоряющийся общественный,
технический, научный прогресс создают среду, в которой человеку необходимо
владеть актуальными знаниями и поддерживать постоянное профессиональное
развитие. В свою очередь, это выдвигает серьезные требования к системе
образования. «Существенные изменения, произошедшие за последние десятилетия в
российской образовательной системе, связаны, прежде всего, с расширением
рыночного сегмента образования, усилением прикладной направленности
образовательного процесса, преимущественной ориентированностью обучения на
практические потребности различных сфер жизнедеятельности общества, внедрением
инновационных образовательных технологий и системы непрерывного
образования».
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Карпов А.В., Карпова Е.В. Экспериментальное
исследование взаимосвязи интенсивности мотивации и структурной организации
когнитивной сферы личности // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4. С.
59—67. doi:10.17759/exppsy.2016090405
Киселева Н.В. Вовлеченность обучающихся в
непрерывное образование на разных этапах образовательного процесса [Электронный
ресурс] // Психология и Психотехника. 2017. № 4. С.74-81. doi:
10.7256/2454-0722.2017.4.24659
Литвинова Е.Ю.Киселева Н.В. Структурная модель
вовлеченности обучающихся в непрерывное образование // Социальная психология и
общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 5—17. doi: 10.17759/sps.2016070301
Литвинова Е.Ю., Киселева Н.В. Вовлеченность в
профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования // Социальная
психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 5—20.
doi:10.17759/sps.2017080201
Погодина А.В., Литвинова Е.Ю., Харченко М.А.
Компетентностный подход к подготовке организационных психологов в контексте
реформирования системы высшего профессионального образования // Социальная
психология и общество. 2016. Т. 7. № 1. С. 108—122.
doi:10.17759/sps.2016070108
Сафьян Н.В. Вовлеченность обучающегося в
непрерывное образование как социально-психологический феномен // Молодые ученые
— столичному образованию: тезисы городской научно-практической конференции
МГППУ XIV (г. Москва, 15 марта 2015 г.). М: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С.
160—162.