Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 3. С. 70–83.
doi:10.17759/psyedu.2018100307
ISSN: 2587-6139 (online)

Технология постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в процессе получения профессионального образования и при первичном трудоустройстве

Ослон В.Н. кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, osl-veronika@yandex.ru
Селенина Е.В. председатель правления некоммерческого благотворительного фонда, Некоммерческий благотворительный фонд «Надежда», Москва, Россия, celekatya@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлена авторская технология постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в процессе получения профессионального образования и при первичном трудоустройстве. Данная технология прошла успешную апробацию в субъектах РФ в 2017 г. Технология рекомендована Министерством образования и науки РФ для внедрения в регионах. Методологическими предпосылками технологии стали эколого-динамический и ресурсный подходы, эмпирическими основаниями — результаты исследований жизнеустройства выпускников организаций для детей-сирот, а также обобщение опыта субъектов РФ и собственная многолетняя практика работы. Технология направлена на оптимизацию организационно-управленческого процесса постинтернатного сопровождения выпускников в континууме получения ими профессионального образования и при первичном трудоустройстве. Технология является региональной и реализуется на двух уровнях: на уровне организаций, непосредственно работающих с выпускниками, а также на уровне исполнительной власти и местного сообщества. Данная технология позволяет систематизировать деятельность по сопровождению данной категории молодых людей в период профессионального становления.

Ключевые слова: выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение, технология, алгоритмы взаимодействия, оценка эффективности

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2018100307

фрагмент статьи

В настоящее время социализация выпускников организаций для детей-сирот является одной из наиболее острых проблем государственной социальной политики. Во всем мире молодые люди, вышедшие из системы альтернативного воспитания детей, относятся к группе социального риска. Маргинализация и нарушения правопорядка, люмпинизация и социально значимые заболевания нередко сопутствуют жизненному пути выпускников.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Ослон В.Н., Селенина Е.В. Особенности социально-трудовой адаптации выпускников-сирот на первом рабочем месте [Электронный ресурс] // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 199—206 URL: http://psyjournals.ru/files/63975/sbornik_psikhicheskaya_deprivatsia_detey.pdf (дата обращения: 7.09.2018).
  2. Ослон В.Н., Селенина Е.В. Модельная программа постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации в процессе получения ими профессионального образования и при первичном трудоустройстве. Технология сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации. 2018. 290 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.usynovite.ru/experience/metodpapka/(дата обращения: 9.09.2018)
  3. Ослон В.Н. Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 27—37
  4. Ослон В.Н. Дети-сироты в образовательном пространстве России (по результатам опроса регионов o реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и лиц из их числа и поддержки их на всех уровнях образования) // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 146—155. doi: 10.17759/pse.2016210113
  5. Ослон В.Н. Некоторые особенности личностного развития в период ранней взрослости у выпускников различных форм альтернативной заботы // Российский научный журнал. 2010. № 4(17) С. 152—159.
  6. Семья Г.В., Шульга Т.И. и др. Вместе к успеху: обзор систем защиты детства в России и США: на пути к взаимопониманию. М.: Фонд «Евразия», 2015. 66 с.
  7. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 670 с.
  8. Courtney M., Hook J., Lee J. Distinct Subgroups of Former Foster Youth during Young Adulthood: Implications for Policy and Practice [Электронный ресурс] // Child Care in Practice. 2012. Vol. 18. P. 409—418. doi: 10.1080/13575279.2012.718196. URL: https://doi.org/10.1080/13575279.2012.718196 (дата обращения: 10.09.2018).
  9. Greeno E. et al. Older Youth in Extended Out-of-home Care // Journal of Public Child Welfare. 2018. P. 1—15. https://doi.org/10.1080/15548732.2018.1431171
  10. May S.A Saving Grace, The Impact of the Fostering Connections to Success and Increasing Adoptions Act on America's Older Foster Youth // Hastings Race & Poverty. 2012. P. 133—134.
  11. Raghavan R., McMillen J. Use of Multiple Psychotropic Medications Among Adolescents Aging Out of Foster Care (2008) [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/23223957_(дата обращения: 10.09.2018).
  12. Schmidt J.D. Assessing the Impact of Restrictiveness and Placement Type on Transition-Related Outcomes for Youth With and Without Disabilities Aging Out of Foster Care [Электронный ресурс] // Dissertations and Theses. Paper 2481 (2015). URL: https://pdxscholar.library.pdx.edu (дата обращения: 10.09.2018).
  13. Stout S.L The detrimental effects of aging out of foster care and Knoxville's representativeness of appropriate services (2013) University of Tennessee Honors Thesis Projects (дата обращения: 10.09.2018).
  14. Thomas J., Sønnichsen N.K. Health and Quality of Life Outcomes, 201513:104 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1186/s12955-015-0280-y https://doi.org/10.1186/s12955-015-0280-y (дата обращения: 10.09.2018).
  15. Whittaker J.K. et al. Therapeutic residential care for children and youth: a consensus statement of the international work group on residential group care // Residential Treatment for children &Youth. 2016.- Vol. 33. № 2, P. 89—106. doi:10.1080/0886571X.2016.1215755

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика