Проявление эмпатии детьми раннего возраста в условиях принятия роли «мама» в сюжетно-ролевой игре
Юдина Т.О. кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра общей психологии, Институт Общественных Наук, РАНХиГС, Москва, Россия, judinatatyana@gmail.com
Опираясь на данные, представленные в литературе относительно связи способности к ролевому моделированию и эмпатии, мы предполагаем, что проявление эмпатического поведения в раннем возрасте может происходить на основе освоения ролевой модели «мама» в контексте сюжетно-ролевой игры. Для проверки данного предположения был проведен эксперимент, в ходе которого сравнивалась частота проявления эмпатического поведения у 36 детей раннего возраста (М=35 мес.) в ходе сюжетно-ролевой игры с использованием игрушечных персонажей в двух условиях: 1) моделирования роли мамы и 2) моделирования роли сверстника. В соответствии с гипотезой ожидалось, что в условии моделирования роли мамы дети будут проявлять эмпатическое поведение чаще, чем в условии моделирования роли сверстника. Результаты показали отсутствие значимого различия между условиями, т. е. гипотеза не подтвердилась. Полученные результаты могут говорить о том, что освоение родительских ролевых моделей не является значимым условием для научения просоциальному поведению.
Ключевые слова: эмпатия, эмпатическое поведение, ролевое моделирование, развитие эмпатии, ранний возраст
Согласно одному из подходов к исследованию эмпатии,
эмпатическое переживание сопровождается пониманием чужих мыслей, чувств и
эмоций, которое, в свою очередь, обеспечивается посредством представления
индивидом внутреннего состояния другого человека или себя на месте другого.
Традиционный взгляд западных исследователей когнитивного развития рассматривает
способность к представлению себя на месте другого как когнитивную способность
занять позицию другого, обусловленную процессом децентрации.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к
проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы
психологии познания людьми друг друга // Под ред. А.А. Бодалева. Краснодар:
Кубанский университет, 1975, С. 6—9.
Бандура А. Теория социального научения: Пер. с англ. СПб:
Евразия, 2000. 322 с.
Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми
роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 59–68.
Захаров А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости
от характера семейных отношений // Вопросы психологии познания людьми друг
друга и общения // Под ред. А.А. Бодалева. Краснодар: Кубанский университет,
1978. C. 133–138.
Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр
«Академия», 1999. 456 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 560
с.
Batson C. D., Shaw L. L. Evidence for altruism: Toward a
pluralism of prosocial motives // Psychological inquiry. 1991. Vol. 2 (2). P.
107-122.
Batson C. D. Altruism in humans. Oxford: Oxford University
Press, 2011. 336p.
Batson C. D., Early S., Salvarani G. Perspective taking:
Imagining how another feels versus imaging how you would feel // Personality
and social psychology bulletin. 1997. Vol. 23 (7). P. 751-758.
Dunfield K., Kuhlmeier V., O’Connell L., Kelley E.
Examining the Diversity of Prosocial Behavior: Helping, Sharing, and Comforting
in Infancy // Infancy. 2011. Vol. 16 (3). P. 227–247.
Eisenberg, N., Miller P. The relation of empathy to
prosocial and related behaviors // Psychological Bulletin. 1987. Vol. 101 (1).
P. 91-119.
Eisenberg N., Strayer J. Empathy and its development.
Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 406p.
Feldman R. Mother-infant synchrony and the development of
moral orientation in childhood and adolescence: Direct and indirect mechanisms
of developmental continuity // American Journal of Orthopsychiatry. 2007. Vol.
77 (4). P. 582-597. doi: 10.1037/0002-9432.77.4.582
Feshbach N. D. Studies of empathic behavior in children //
Progress in experimental personality research. 1978. № 8. P. 1-47.
Flavell J. H. Cognitive development: Children's knowledge
about the mind // Annual review of psychology. 1999. Vol. 50 (1). P.
21-45
Flavell J. H. Development of children's knowledge about
the mental world // International journal of behavioral development. 2000. Vol.
24 (1). P. 15-23.
Hoffman M. Developmental synthesis of affect and cognition
and its implications for altruistic motivation // Developmental Psychology.
1975. Vol. 11 (5). P. 607-622.
Hoffman M. L. Empathy and prosocial behavior // In M.
Lewis, J. M. Haviland-Jones, L. F. Barrett (Eds.), Handbook of emotions . New
York: Guilford Press. pp. 440-455.
Jackson P., A., Decety J. Neural circuits involved in
imitation and perspective-taking // NeuroImage. 2006. Vol. 31 (1). P.
429-439.
Iannotti R. J. Naturalistic and structured assessments of
prosocial behavior in preschool children: The influence of empathy and
perspective taking // Developmental Psychology. 1985. Vol. 21 (1). P.
46-52.
Mikulincer M., Gillath O., Halevy V., Avihou N., Avidan
S., Eshkoli N. Attachment theory and reactions to others’ needs: Evidence that
activation of the sense of attachment security promotes empathic responses //
Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81 (6). P.
1205-1224.
Selman R. L. Taking another's perspective: Role-taking
development in early childhood //Child development. 1971. No.3. P.
1721-1734.
Van der Mark I., van IJzendoorn M., Bakermans-Kranenburg
M. Development of empathy in girls during the second year of life: Associations
with parenting, attachment, and temperament // Social Development. 2002. Vol.
11 (6). P. 451-468.