Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 4. С. 1–14.
doi:10.17759/psyedu.2018100401
ISSN: 2587-6139 (online)

Особенности социальных представлений студенческой молодежи о масс-медиа

Жижина М.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, факультет психологии, Саратовский национальный исследовательский университет им Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, Zhizhina5@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В междисциплинарных исследованиях масс-медиа преимущественно рассматриваются в качестве фактора формирования социальных представлений о том или ином социальном явлении, а между тем сами медиа могут выступать в качестве объекта социальных представлений. В статье представлены результаты эмпирического исследования структуры социальных представлений молодежи о масс-медиа. В исследовании приняли участие студенты Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, объем выборки составил 1020 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Сбор эмпирического материала проведен с помощью методов словесного эксперимента и неоконченных предложений. Полученные данные обработаны с помощью прототипического анализа, предложенного П. Вержесом. Для контроля полученных результатов использовались индивидуальные беседы, анализ интернет-дискуссий, а также авторский опросник. Результаты показали, что понятия «телевидение» и «интернет» находятся в одинаковом амбивалентном поле представления, но в разных эмоциональных фонах. Телевидение не воспринимается респондентами в качестве незаменимого атрибута жизни, а скорее оценивается как вид медиа, играющего развлекательную роль, транслирующего новости и обладающего большими манипулирующими и пропагандирующими возможностями. Интернет воспринимается респондентами более позитивно, как личностно значимое пространство, которое транслирует определенные смыслы и ценности, а также реализует различные значимые функции.

Ключевые слова: социальные представления, студенческая молодежь, динамика, масс-медиа, телевидение, интернет

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2018100401

фрагмент статьи

Развитие информационных технологий способствовало трансформации медиаповедения человека: изменились практики медиапотребления, многократно увеличилась вовлеченность человека в медийный контент, расширились возможности выбора медиаконтента и способов его потребления, произошла смена парадигмы с человека воспринимающего на человека транслирующего, производящего тот или иной медиаконтент и активно участвующего в медиакоммуникациях. Все эти изменения отразились на восприятии медиатекстов, отношении к масс-медиа.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  2. Бовина И.Б., Драгульская Л.Ю. Представления студентов о науке и об ученом // Вопросы психологии. 2006. № 6. С.73–85.
  3. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В. Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnayabezopasnost-detey-v-bydennom-ponimanii-roditeley-i-uchiteley (дата обращения: 15.08.2018).
  4. Вьюгина Д.М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2386 (дата обращения: 15.08. 2018).
  5. Ермаков М.А. Социальные ориентации и представления студенческой молодежи об информационном обществе. Автореф. канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2018. 17 с.
  6. Жижина М.В. Исследование взаимосвязи социальных представлений о масс-медиа с медиаповедением личности // Социосфера. 2012. № 2. С. 43–51.
  7. Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное: Монография // Под ред. Г.В. Лазутиной. М: Аспект Пресс, 2018. 176 с.
  8. Купрейченко А.Б., Шляховая Е.В. Доверие к информации как фактор доверия к электронным масс-медиа [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2654.phtml (дата обращения: 15.09.2018)
  9. Левченко Е.В., Продовикова А.Г. Сравнение возможностей количественных и качественных методов в исследовании социальных представлений (на примере изучения представлений о сознании и бессознательном) // Вестник ВятГУ. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-vozmozhnostey-kolichestvennyh-ikachestvennyh-metodov-v-issledovanii-sotsialnyh-predstavleniy-na-primere-izucheniya (дата обращения: 28.10.2018).
  10. Мерзлякова Л. Многозадачность: как выжить в 21 веке // https://lifehacker.ru/multitasking/
  11. Московиcи С. Социальное представление: Исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 3-18.
  12. Пащенко-де Перевиль Е., Дрозда-Сенковскаа Е. Социальные представления об ответственности у молодежи России и Франции: кросскультурный анализ // Психологический журнал. 2013. Том 34. № 2. С. 87–98.
  13. Полуэхтова И.А. Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televideniev-obschestvennom-mnenii-i-povsednevnoy-zhizni-rossiyan (дата обращения: 05.04.2018).
  14. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Аржаных Е.В., Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Гуркина О.А., Новикова Е.М., Мальцева Д.В. Москва, 2014. 107 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2019 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика