Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2019. Том 11. № 1. С. 85–92.
doi:10.17759/psyedu.2019110107
ISSN: 2587-6139 (online)

Проблема творчества в контексте изучения девиантного поведения

Кравцов О.Г. кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии УНК ПСД, Московский университет МВД России им В.Я. Кикотя, Москва, Россия, kravtsovog@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье автор рассматривает проблему творчества в контексте изучения девиантного поведения. Приведены результаты нескольких исследований творческих способностей у несовершеннолетних правонарушителей и обычных подростков. По результатам этих исследований был получен довольно парадоксальный результат, указывающий на нелинейную структуру творческих способностей. Иными словами, нельзя однозначно сказать, что низкие показатели по различным тестам креативности говорят о низких творческих способностях у респондентов с девиантным поведением. То есть подростки с девиантным поведением, плохо справляющиеся с тестами креативности, проявляют очень высокие творческие способности, например, в социальной сфере. По мнению автора, одним из возможных путей преодоления этих трудностей является культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Изучение развития воображения и игры показало, что есть качественные отличия девиантов от обычных сверстников. К ним автор относит предметный уровень развития воображения и застревание на режиссерской игре, низкий уровень развития воображения и несформированность субъекта воображения и игровой деятельности.

Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетние правонарушители, культурно-исторический подход, развитие воображения, развитие игры, субъект деятельности

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2019110107

фрагмент статьи

Исследование творчества является одной из чрезвычайно трудных проблем в психологической науке. Несмотря на многообразие различных теоретических подходов, по-прежнему нет однозначного решения ряда принципиальных вопросов.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»: Пособие для школьных психологов. М.: Соборъ, 1996. 60 с.
  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО 2005. 176 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН, 1960.
  5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 433–457.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.
  7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009.
  8. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. М.: Левъ, 2017. 344 с.
  9. Кравцов О.Г. Агрессия у несовершеннолетних правонарушителей: Дипломная работа / Российский государственный гуманитарный университет. М., 2005.
  10. Кравцов О.Г. Психологическое содержание понятия «девиантное поведение» в культурно-исторической теории // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3 (39). С. 113–120.
  11. Кравцова Е.Е., Максимов А.А. Чему помогает и чему мешает игра // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2009. № 2. С. 46–57.
  12. Кудрявцев В.Т., Коул М. Феномен воображения в культурно-исторической психологии. От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете // Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 т. Т. 1. / Отв. ред. Богоявленская Д.Б. М.: Когито-Центр, 2015. 492 с.
  13. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство: Пер. с итал. Тарас Семенюк. Минск: ООО «Попурри», 2000.
  14. Максимов А.А. Личностные характеристики индивида с компьютерно-игровой зависимостью / От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б. 2015. С. 467-470.
  15. Мешкова Н.В., Дебольский М.Г., Ениколопов С.Н., Масленков А.А. Особенности креативности в социальном взаимодействии у осужденных, совершивших корыстные и агрессивно-насильственные преступления // Психология и право. 2018. Т. 8. № 1.
  16. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. О психологических исследованиях асоциальной креативности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 50. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.03.2019).
  17. Мешкова Н.В., Шаповал В.А., Герасименко Е.А., Потарыкина М.С., Мешков И.А. Личностные особенности и антисоциальная креативность на примере кадетов и сотрудников МВД // Психология и право. 2018. Т. 8. № 3.
  18. Оларь М.В., Кравцов О.Г. Культурно-исторические основы социализации детей и подростков // Вестник РГГУ. Ежемесячный научный журнал. Серия «Психология. Педагогика. Образование». М., 2016. № 2 (4). С. 69 – 81.
  19. Палагина Н.Н. Воображение на ранних этапах онтогенеза: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992. 41 с.
  20. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 28.
  21. Тест творческого мышления П. Торренса. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. 146 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2019 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика