Проблема творчества в контексте изучения девиантного поведения
Кравцов О.Г. кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии УНК ПСД, Московский университет МВД России им В.Я. Кикотя, Москва, Россия, kravtsovog@gmail.com
В статье автор рассматривает проблему творчества в контексте изучения девиантного поведения. Приведены результаты нескольких исследований творческих способностей у несовершеннолетних правонарушителей и обычных подростков. По результатам этих исследований был получен довольно парадоксальный результат, указывающий на нелинейную структуру творческих способностей. Иными словами, нельзя однозначно сказать, что низкие показатели по различным тестам креативности говорят о низких творческих способностях у респондентов с девиантным поведением. То есть подростки с девиантным поведением, плохо справляющиеся с тестами креативности, проявляют очень высокие творческие способности, например, в социальной сфере. По мнению автора, одним из возможных путей преодоления этих трудностей является культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Изучение развития воображения и игры показало, что есть качественные отличия девиантов от обычных сверстников. К ним автор относит предметный уровень развития воображения и застревание на режиссерской игре, низкий уровень развития воображения и несформированность субъекта воображения и игровой деятельности.
Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетние правонарушители, культурно-исторический подход, развитие воображения, развитие игры, субъект деятельности
Исследование творчества является одной из чрезвычайно
трудных проблем в психологической науке. Несмотря на многообразие различных
теоретических подходов, по-прежнему нет однозначного решения ряда
принципиальных вопросов.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест
творческого мышления «Необычное использование»: Пособие для школьных
психологов. М.: Соборъ, 1996. 60 с.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология
одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО 2005. 176 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.
М.: АПН, 1960.
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология
мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 433–457.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е
изд. СПб.: Питер, 2002.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры:
культурно-исторический подход. М.: Левъ, 2017. 344 с.
Кравцов О.Г. Агрессия у несовершеннолетних
правонарушителей: Дипломная работа / Российский государственный гуманитарный
университет. М., 2005.
Кравцов О.Г. Психологическое содержание понятия
«девиантное поведение» в культурно-исторической теории //
Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3 (39). С. 113–120.
Кравцова Е.Е., Максимов А.А. Чему помогает и чему
мешает игра // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2009. № 2.
С. 46–57.
Кудрявцев В.Т., Коул М. Феномен воображения в
культурно-исторической психологии. От истоков к современности: 130 лет
организации психологического общества при Московском университете // Сборник
материалов юбилейной конференции: В 5 т. Т. 1. / Отв. ред. Богоявленская Д.Б.
М.: Когито-Центр, 2015. 492 с.
Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство: Пер. с
итал. Тарас Семенюк. Минск: ООО «Попурри», 2000.
Максимов А.А. Личностные характеристики индивида с
компьютерно-игровой зависимостью / От истоков к современности 130 лет
организации психологического общества при Московском университете: Сборник
материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Ответственный редактор:
Богоявленская Д.Б. 2015. С. 467-470.
Мешкова Н.В., Дебольский М.Г., Ениколопов С.Н.,
Масленков А.А. Особенности креативности в социальном взаимодействии у
осужденных, совершивших корыстные и агрессивно-насильственные преступления //
Психология и право. 2018. Т. 8. № 1.
Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. О психологических
исследованиях асоциальной креативности [Электронный ресурс] // Психологические
исследования. 2016. Т. 9. № 50. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения:
18.03.2019).
Мешкова Н.В., Шаповал В.А., Герасименко Е.А.,
Потарыкина М.С., Мешков И.А. Личностные особенности и антисоциальная
креативность на примере кадетов и сотрудников МВД // Психология и право. 2018.
Т. 8. № 3.
Оларь М.В., Кравцов О.Г. Культурно-исторические
основы социализации детей и подростков // Вестник РГГУ. Ежемесячный научный
журнал. Серия «Психология. Педагогика. Образование». М., 2016. № 2 (4). С. 69 –
81.
Палагина Н.Н. Воображение на ранних этапах
онтогенеза: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992. 41 с.
Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб.:
Питер, 2006. С. 28.
Тест творческого мышления П. Торренса. Сборник
психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова. Мн.: Женский
институт ЭНВИЛА, 2006. 146 с.