Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2019. Том 11. № 1. С. 1–11.
doi:10.17759/psyedu.2019110101
ISSN: 2587-6139 (online)

Воображение и творчество: культурно-исторический подход

Кравцов Г.Г. доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности, Института психологии им. Л.С. Выготского Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, ekravcva@gmail.com
Кравцова Е.Е. доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Москва, Россия, ekravcva@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассмотрение понятия «воображение» в контексте культурно-исторической психологии позволило прийти к заключению, что оно предполагает два разнонаправленных процесса. Один процесс связан с внесением смысла в предметы внешнего мира и наличную ситуацию, т.е. он означает осмысление и переосмысление внешних предметов и ситуаций. Другой процесс предполагает конструирование нового образа, который позволяет по-новому увидеть и понять окружающую действительность. Это позволяет авторам говорить о том, что, с одной стороны, воображение направлено на действие с внешней реальностью, а с другой стороны — на внутреннюю работу по созданию нового субъекта воображения. На основании анализа эмпирических материалов изучения развития воображения и творчества авторы получили экспериментальное доказательство идеи Л.С. Выготского о том, что в творчестве реализуются образы воображения, и пришли к выводу о возможности целенаправленного развития творчества в онтогенезе. Целенаправленное развитие творчества авторы связывают с театральной педагогикой, в которой обучение и воспитание реализуются с помощью театральных методов. Театральные методы, по мнению авторов, — это методы, с помощью которых можно задать воображаемую ситуацию, и в то же время это методы, позволяющие включить зрителя в театральное действие.

Ключевые слова: воображение, творчество, внутренняя позиция, игра, креативность, субъект воображения

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2019110101

фрагмент статьи

Если воспользоваться терминологией Л.С. Выготского, то можно без особого преувеличения сказать, что понятие «творческое» в значительной мере было и остается житейским понятием психологии. С одной стороны, этот характер понятия творчества позволяет использовать его в самых разнообразных сферах и аспектах науки и жизни.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 320 с.
  2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Лекция 5. Воображение и его развитие в детском возрасте // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. С. 436—454.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967.
  4. Катеринина А.А. Зона ближайшего развития младшего школьника // Сборник «Зона ближайшего развития» в теоретической и практической психологии»: Материалы XI Международных чтений памяти Л.С. Выготского (г. Москва, 15—18 ноября 2010 г.) / Под. ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2010. С. 170—173.
  5. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно–исторический подход. М.: Левъ, 2017. 338 с.
  6. Кравцова Е.Е. Психологическое содержание понятия «социализация» в рамках культурно–исторического подхода Л.С. Выготского // Журнал практического психолога. 2005. № 6. С. 52—60.
  7. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическое содержание взаимосвязи смысла и значения в культурно–исторической теории // Культурно–историческая психология. 2018. № 3. С. 67—74.
  8. Сысоева И.В. Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте культурно–исторической теории // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2012. № 15 (95). С. 130—136.
  9. Соболева М.О. Представления учителей и старшеклассников друг о друге как фактор построения личностно–ориентированного обучения // Сборник «Личность как предмет классической и неклассической психологии»: Материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского (г. Москва, 13–17 ноября 2012 г.) / Под ред. В.Т. Кудрявцева: Ч. 2. М.: РГГУ, 2012. С. 260–264.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2019 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика