Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте
Самкова И.А. старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, isamkova@yandex.ru
В статье представлены результаты экспериментального исследования психологических условий развития познавательной активности в дошкольном возрасте. В выборку исследования вошли 89 детей от 3 до 7 лет. Экспериментально подтверждена гипотеза о том, что развитие познавательной активности взаимосвязано с развитием наглядно-образного мышления и воображения. Для выявления возрастной специфики взаимосвязи развития познавательной активности с развитием познавательных способностей было проведено сравнение полученных результатов исследования с применением факторного анализа отдельно в каждой возрастной группе. На основе этого определены психологические условия развития познавательной активности дошкольников — это развитие знаково-символического опосредствования и становление внутреннего плана действий. Выделенные психологические условия вносят определенные коррективы в определении приоритетных задач в образовательном содержании для дошкольников и открывают возможности для создания новых образовательных стратегий, способствующих обогащению и гармонизации познавательного и эмоционального развития ребенка.
Ключевые слова: познавательная активность, познавательная инициатива-любознательность, наглядно-образное мышление, воображение, знаково-символическое опосредствование, внутренний план действий
Развитие познавательной активности является одним из значимых
условий, обеспечивающих успешность обучения, а также приоритетным направлением
образовательной работы, которое нуждается в поиске и разработке более
эффективных средств и методов обучения, что обосновывает актуальность изучения
проблемы возрастных особенностей и психологических условий развития
познавательной активности в дошкольном возрасте. Результаты изучения возрастной
специфики развития познавательной активности в дошкольном возрасте были описаны
в предыдущих публикациях и магистерской диссертации. В данной статье
представлены результаты исследования по выделению психологических условий
развития познавательной активности в дошкольном возрасте.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Богоявленская Д.Б., Петухова И.Л. Умственные способности
как компонент интеллектуальной активности // Психологические исследования
интеллектуальной деятельности / Под ред. О.Е. Тихомирова. М., 1979. С.
155—161.
Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Выявление познавательной
активности ребенка старшего дошкольного возраста // Справочник
педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1. С. 13—23.
Веракса А.Н. Символическое и знаковое опосредствование в
познавательной деятельности // Психология. 2007. № 4. С. 124—131.
Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного
развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Пер Сэ, 2003.
144 с.
Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности
познавательной активности детей дошкольного возраста в нормативной ситуации //
Ребенок в нормативном пространстве культуры: Региональная научно-практическая
конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского. М.: Бирск, 2004. С.
80—89.
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. 197 с.
Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред.
Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
Клопотова Е.Е. Влияние образовательной ситуации детского
сада на познавательную активность дошкольников: дис. … канд. психол. наук. М.,
2005. 132 с.
Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности
развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]
// Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2. С. 25—37.
doi:10.17759/psyedu.2017090203.
Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возможности оценки развития
познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Современное
дошкольное образование: новые форматы модернизации: сборник научных статей по
материалам международной научно-практической конференции / научный редактор
А.Г. Гогоберидзе. Российский государственных педагогический университет им.
А.И. Герцена, Институт детства, 2015. С. 285—290.
Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей
в дошкольных группах: пособие для дошкольных педагогов и психологов. М., 2002.
43 с.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.:
Питер, 2009. 320 с.
Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и
развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С.
5—17.
Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.:
Педагогика, 1992. 125 с.
Петухова И.А. Проблема соотношения интеллектуальной
активности и общих умственных способностей: Автореферат дисс. … канд. психол.
наук. М., 1976. 24 с.
Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие
ребенка-дошкольника: ближние и дальние горизонты. 2-е изд., доп. М.: Обруч,
2013. 192 с.
Самкова И.А. Изучение развития познавательной активности в
дошкольном возрасте: вып. квалификац. работа: магистр. дисс.: Направление
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Магистерская программа
«Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» Моск.
гос. психолого-пед. ун-т. М., 2016. 131 с.