Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений личности. Проведен анализ литературы авторов, работавших ранее и работающих на сегодняшний момент в данной проблематике, а также очерчен круг поднимаемых ими вопросов, имеющих точки пересечения с данным исследованием. В статье анализируются предварительные результаты формирующего эксперимента, который проходит на протяжении двух лет на базе творческой студии «Арт–Зебра» учебного центра Московского зоопарка. Изменения в творческих работах 20 детей возрастом от 4 до 10 лет отражены в индивидуальных листах, дающих представление о том, как шел прирост выразительных средств создаваемых детьми образов животных и птиц. В данной работе приведены характеристики индивидуальной динамики формирования творческих новообразований и выразительных средств у трех детей — одни из самых ярких примеров уникального пути становления творческого почерка каждого ребенка в одной социальной среде на занятиях скульптурой. Особое внимание уделяется переживанию, которое имеет прочную связь со всеми этапами творческой деятельности детей. Предварительные результаты показали, что изначально дети владели не более чем 2 выразительными средствами, а за период эксперимента большинство из них овладели еще 4—5, и в процессе становления находятся еще 2 выразительных средства. Делается вывод о том, что именно овладение творческими стратегиями как средствами трансформации психики является ключом к раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Ключевые слова: Социальная ситуация творческого развития, творческое новообразование, формирующий эксперимент, выразительные средства, творческие стратегии, переживание, зона ближайшего развития, метод Л.С. Выготского
Известно, что социальная ситуация развития (т.е. отношение
между ребенком и окружающей социальной средой) представляет собой исходный
момент для всех динамических изменений, определяющий последовательность
приобретения ребенком новых свойств личности, когда социальное становится
индивидуальным. О взаимосвязи внутренних и внешних условий развития
способностей писали многие авторы. С.Л. Рубинштейн отмечал, что развитие
способности совершается по спирали: реализация возможности, представляющей
способность одного уровня, открывает новые возможности для развития
способностей более высокого уровня.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Басов М.Я. Проблема развития человека [Электронный ресурс]
// Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.:
Институт практической психологии, 1996. . URL:
http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Ч. 2.
Проблемы возраста. [Электронный ресурс]. URL:
http://textarchive.ru/c-2810638-pall.html (дата обращения: 5.04.2019).
Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во
Феникс, 1998. С. 40.
Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического
развития ребенка [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии /
Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996.
URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).
Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, ее источники,
структура и условия [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной
психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической
психологии, 1996. URL:
http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).
Кравцов Л.Г. Материалы лекции «Психологические
средства».
Красило Т.А. Социально-психологические аспекты развития
творческих способностей человека в процессе образования [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогические исследования. 2013. № 2. URL:
http://psyedu.ru/journal/2013/2/Krasilo.phtml (дата обращения:
26.03.2019).
Костюк Г.С. Принцип развития в психологии [Электронный
ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е,
доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL:
http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 14.04.2019).
Кудрявцев В.Т., Фаттахова Д.И. Ребенок на пороге
ученичества: воображение как условие развития общения старших дошкольников //
Вестник РГГУ. № 2. Серия «Психология. Педагогика. Образование». М., 2015. С.
87.
Леонтьев А.Н. Индивид и личность [Электронный ресурс] //
Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.:
Институт практической психологии, 1996. URL:
http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).
Леонтьев А.Н. О формировании способностей [Электронный
ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е,
доп. М.: Институт практической психологии, 1996.
URL:http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).
Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения
[Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк
Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL:
http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).
Мелик–Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие
способности. М.: Знание. 1981. № 1. С. 81, 95.
Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю. Системная работа в сфере
образования с одаренными детьми и подростками: социально-психологическая
составляющая // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 5–25.
Под редакцией Запорожца А.В., Неверович Я.З. Развитие
социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986. С.
96–98.
Пузырей А.А. Культурно–историческая теория Л.С. Выготского
и современная психология. М.: Изд–во МГУ, 1986. 115 с.
Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы
психологической теории [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной
психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической
психологии, 1996. URL:
http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).
Рубинштейн С.Л. Направленность личности [Электронный
ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е,
доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL:
http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).
Теплов Б.М. Способность и одаренность речи [Электронный
ресурс] // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е,
доп. М.: Институт практической психологии, 1996. URL:
http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).
Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как
основа развития личности [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной
психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической
психологии, 1996. URL:
http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).
Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития
личности в онтогенезе речи [Электронный ресурс] // Хрестоматия по возрастной
психологии / Сост. Семенюк Л.М. Изд. 2-е, доп. М.: Институт практической
психологии, 1996. URL:
http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php (дата
обращения: 10.04.2019).