Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2019. Том 11. № 2. С. 83–94.
doi:10.17759/psyedu.2019110208
ISSN: 2587-6139 (online)

Проблемы оценки качества образования обучающихся с применением тестовых аттестационных процедур

Фокина А.В. кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования», Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, alexandrafokina@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В современной образовательной системе в России и в мире в целом тестирования стали одним из превалирующих способов оценки знаний учеников. Процедуры тестовой аттестации школьников, особенно так называемые «тесты с высокими ставками», оказывающие решающее влияние на траекторию после школьного образования, все еще остаются дискуссионными. В западных и отечественных исследованиях констатируется наличие проблемы несоразмерности тестовых показателей и реального образовательного уровня ученика, дефицита доверия к тестам у участников образовательного процесса, процедурных и содержательных недочетов в тестах. Статья посвящена рассмотрению сложностей и возможностей оценки качества образования с использованием тестовых процедур и описанию авторской методики оценки готовности к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) у школьников. Обосновывается значимость диагностики готовности к итоговым экзаменам через оценку предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. Приводится бланк методики.

Ключевые слова: готовность к экзаменам, экзамен, психологическое сопровождение, ЕГЭ, тестирование, образовательные результаты, диагностика готовности к ЕГЭ

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2019110208

фрагмент статьи

Исследования в области образования все больше фокусируются на проблеме использования тестов; говорится даже о «глобальной культуре тестирования» как основополагающей практике в образовании. Для иллюстрации, с 1970-х гг. ХХ века до наших дней было проведено минимум 50 крупных международных тестовых исследований образования с участием хотя бы в одном из них не менее чем 130 стран, в том числе России и бывших союзных республик.


Литература

  1. Бримова А.К. ЕГЭ как современная форма проверки знаний [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2008. № 6. С. 96–97. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10130 (дата обращения: 03.02.2019).
  2. Ежова С.Н., Журухина Н.А., Завьялова С.В. Формирование индивидуальной стратегии деятельности выпускника на основе реализации программы занятий по психологической подготовке учащихся к Единому государственному экзамену [Электронный ресурс] // Психология образования в XXI веке: теория и практика. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54407_full.shtml (дата обращения: 03.02.2019).
  3. Кузнецова Л.Э., Косинова Д.С. Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена [Электронный ресурс] // Материалы V международной научной конференции «Современная психология» (г. Казань, 20–23 октября 2017 г.). Казань: ООО «Бук», 2017. С. 37–42. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12957/ (дата обращения: 20.01.2019).
  4. Поливанова К.Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 19–30. doi:10.17759/pse.2015200402.
  5. Рубцов В.В., Марголис А.А. Роль и задачи психолого-педагогической диагностики в определении качества образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2007/n4/Rubtsov_Margolis.shtml (дата обращения: 20.01.2019).
  6. Собкин В.С., Белова О.В. Отношение учителей к ЕГЭ как показателю уровня подготовки выпускников и особенности контроля знаний учащихся // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 1. С. 42–54.
  7. Степанов Э.П., Ковтун Т.Ю. Проблемы современного ЕГЭ [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 26. С. 286–287. URL: http://e-koncept.ru/2017/770776.htm (дата обращения: 20.01.2019).
  8. Тихонов М.Ю. «Скажите государю…» или загадка графа П.Н. Игнатьева для средней и высшей школы // Психологическая наука и образование. 2007. № 1. С. 83–92.
  9. Федосеева И.А. Готовим старшеклассников к ЕГЭ. Работаем не только с детьми, но и со взрослыми // Вестник практической психологии образования. 2016. Т. 46. № 1. С. 75–77.
  10. Фокина А.В., Фокина М.В. Диагностика психологической готовности обучающихся выпускных классов к ГИА и ЕГЭ // Справочник педагога-психолога. 2013. № 4. С. 23–31.
  11. Чибисова М.Ю. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ // Вестник практической психологии образования. 2008. № 4. С. 77–80.
  12. Чибисова М.Ю. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ (окончание) // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С. 77–81.
  13. Чиганашкин В.М. Серьезно о ЕГЭ // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 285–294.
  14. Breakstone J., Smith M., Wineburg S. New History/Social Studies Assessments for the Common Core [Электронный ресурс] // URL: https://stacks.stanford.edu/file/druid:sg827vh0143/Breakstone%20Smith%20Wineburg.pdf (дата обращения: 05.06.2019).
  15. Ramirez F., Shofer E., Meyer J. International Tests, National Assessment, and Educational Development: 1970–2012 // Comparative Education Review. 2018. Vol. 62. № 3. Р. 344–364. doi: 10.1086/698326.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2019 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика