Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2019. Том 11. № 2. С. 43–57.
doi:10.17759/psyedu.2019110205
ISSN: 2587-6139 (online)

Мотивация к получению высшего образования и ее структура

Крушельницкая О.И. доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин, Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича, Москва, Россия, okrush@gmail.com
Полевая М.В. доктор экономических наук, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой, «Управление персоналом и психология», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, m-v-p@list.ru
Третьякова А.Н. кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин, ГАОУ ВО Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А.Сенкевича, Москва, Россия, antoninat@list.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Исследовались особенности мотивации получения высшего образования, ведущие мотивы, мотивационная структура. Актуальность исследования определяется влиянием особенностей мотивации на успешность учебы и последующей работы. В исследовании принимали участие студенты первых курсов 12 вузов разных регионов России. N = 559. Использован метод прямого ранжирования. Для оценки относительной значимости мотивов использован анализ таких показателей центральной тенденции, как медиана, мода и среднее арифметическое. Для выявления структуры мотивации к получению высшего образования был использован корреляционный анализ и кластерный анализ. Мотивация к получению высшего образования определена как дальняя, внешняя по отношению к учебной деятельности, антиципирующая мотивация. Наиболее значимыми мотивами являются мотивы обеспечения материального благополучия в будущем, профессионализации, самореализации. Структура мотивации включает два кластера мотивов, которые группируются вокруг мотивов материального благополучия и самореализации, и обособленный мотив профессионализации. Мотивы первого кластера можно обозначить как мотивы социализации. Мотивы второго кластера можно обозначить как мотивы индивидуации.

Ключевые слова: мотивация получения высшего образования, структура мотивации, мотивация студентов, значимые мотивы, индивидуация, социализация

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2019110205

фрагмент статьи

В настоящее время все более очевидной становится специфика мотивации получения высшего образования в сравнении с мотивацией профессионального развития и учебной мотивацией. С одной стороны, на современном этапе развития общества постоянно появляются новые профессии и отмирают старые, быстро меняется спрос на специалистов того или иного профиля подготовки.


Литература

  1. Беляева О.С. Динамика мотивации получения высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 4. С. 23–25.
  2. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135–138.
  3. Гладкая И.В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами // Вестник ТОГИРРО. 2012. № 1. С. 66–74.
  4. Горьковая И.А., Баканова А.А. Роль мотивационно-смыслового компонента получения образования в формировании компетентности магистров-психологов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 5–14.
  5. Журавлев А.Л., Харламенкова Н.Е. Динамический подход к исследованию психологии личности // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 5–23.
  6. Константиновский Д.Л. Новая молодежь в новой реальности образования // Образование и науки в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016. С. 106–162.
  7. Крушельницкая О.И. О мотивации студентов заочной формы обучения к получению высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 2. С. 36–42.
  8. Крушельницкая О.И., Полевая М.В. Зависимость мотивации первокурсников от направления подготовки // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 35–45.
  9. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 70―77.
  10. Курбатова Л.Н. Роль высшего образования в структуре жизненных ценностей современных студентов // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2013. № 1. С. 130–135.
  11. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2. С. 3–18.
  12. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функция мотива // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 73–82.
  13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Дис. … докт. психол. наук. М., 1999.
  14. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. М.: «Институт психологии РАН», 2006. 624 с.
  15. Лушкина С.А., Боровик О.В. Невербальная оценка мотивации студентов при получении заочного образования // Бюллетень научных работ Брянского филиала МИИТ. 2012. № 2 (2). С. 96–100.
  16. Миляева Л.Г., Булгакова В.В. Анализ мотивационных приоритетов потребителей образовательных услуг [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 3976–3980. URL: http://e-koncept.ru/2015/85796 (дата обращения: 10.01.2018)
  17. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
  18. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 392 с.
  19. Собкин В.С., Ткаченко О.В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. Труды по социологии образования. Т. 11–12. Вып. 21. М.: Центр социологии образования РАО, 2007. 200 с.
  20. Теплов В.М. Психология: Учебник для средней школы. 5-е изд. М.: Учпедгиз, 1951. 259 с.
  21. Шиляева В.И. Мотивация студентов-заочников в малых городах: необходимость изучения // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 3. С. 155–162
  22. Bruinsma M. Motivation, cognitive processing and achievement in higher education // Learning and instruction. 2004. Vol. 14. № 6. Р. 549–568.
  23. Busato V.V., Prins F.J., Elshout J.J., Hamaker C. Intellectual ability, learning style, personality, achievement motivation and academic success of psychology students in higher education // Personality and Individual differences. 2000. Vol. 29. № 6. Р. 1057–1068.
  24. Haggis T. Meaning, identity and ‘motivation’: expanding what matters in understanding learning in higher education? // Studies in Higher Education. 2004. Vol. 29. № 3. Р. 335–352.
  25. Kember D. Understanding the nature of motivation and motivating students through teaching and learning in higher education. Springer Science+Business Media, 2016.
  26. Kyndt E., Coertjens L., Van Daal T., Donche V., Gijbels D., Van Petegem P. The development of students' motivation in the transition from secondary to higher education: A longitudinal study // Learning and Individual Differences. 2015. Vol. 39. Р. 114–123.
  27. Lin Y.G., McKeachie W.J., Kim Y.C. College student intrinsic and/or extrinsic motivation and learning // Learning and individual differences. 2003. Vol. 13. № 3. Р. 251–258.
  28. Liu O.L., Bridgeman B., Adler R.M. Measuring learning outcomes in higher education: Motivation matters // Educational Researcher. 2012. Vol. 41. № 9. Р. 352–362.
  29. Sogunro O.A. Motivating factors for adult learners in higher education // International Journal of Higher Education. 2015. Vol. 4. № 1. Р. 22–37.
  30. Valle A., Núñez J.C., Cabanach R.G., Rodríguez S., Rosário P., Inglés C.J. Motivational profiles as a combination of academic goals in higher education // Educational Psychology. 2015. Vol. 35. № 5. Р. 634–650.
  31. Wlodkowski R.J., Ginsberg M.B. Diversity & Motivation: Culturally Responsive Teaching // Jossey-Bass Higher and Adult Education Series. Jossey-Bass Inc., San Francisco, 1995.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2019 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика