Диагностика сформированности метапредметных компетенций у пятиклассников
Зак А.З. доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, jasmin67@mail.ru Сорокова М.Г. доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры прикладной математики факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, marsor@mail.ru
Представлены результаты обследования 1287 учащихся из 40 школ ЦАО (648 мальчиков и 639 девочек) и 88 учащихся гимназии 1567 ЗАО Москвы (46 мальчиков, 42 девочки) с использованием методики А.З. Зака «Перестановки». Методика, построенная на материале пространственно-комбинаторных задач неучебного содержания, включает задания для определения сформированности метапредметных компетенций, связанных с осуществлением познавательной рефлексии, построением способа решения проблем поискового характера, планированием достижения требуемого результата. Получены статистически значимые различия по сформированности всех компетенций между распределениями совокупностей школ ЦАО и гимназии (р < 0,001), гендерные различия среди учащихся школ ЦАО по построению способов решения проблем поискового характера (р < 0,05). Статистически доказана надежность шкал методики и ее дифференциальная валидность по социо-демографическим факторам «категория учащихся» и «пол». Результаты экспериментально подтверждают возможность использования методики «Перестановки» в оценке заявленных метапредметных компетенций для широкой практики отечественного образования.
Процессы обновления, происходящие в современной
отечественной системе образования на протяжении последнего десятилетия, нашли
отражение в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». Одним из
основных принципов государственной политики в сфере образования в нем
объявляется «создание благоприятных условий для интеграции системы образования
Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной
и взаимовыгодной основе», что придает особую актуальность проблеме разработки
адекватного инструментария для психолого-педагогических измерений, характерных,
в частности, для стран Евросоюза и США.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Анастази А., Урбина С. Психологическое
тестирование: пер. с англ. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 688 с.
Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике
теоретического мышления детей в развивающем обучении // Психологическая наука и
образование. 1997. № 4. С. 103–107.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.:
Интор, 1996. 497 с.
Зак А.З. О развитии способности действовать «в уме»
у младших школьников // Вопросы психологии. 1981. № 5. С. 62–68.
Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших
школьников. М.: Педагогика, 1984. 241 с.
Зак А.З., Сорокова М.Г. Оценка сформированности
познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной
школы (при решении сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 1–14.
doi:10.17759/psyedu.2017090101. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n1/zak.shtml (дата обращения:
19.04.2019).
Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших
школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 22 с.
Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной
школы [Электронный ресурс] / Под ред. И.М. Улановской // М.: ГБОУ ВПО МГППУ,
2015. 160 с. Электронная библиотека МГППУ. URL:
http://psychlib.ru/resource/pdf/documents/omk_2015/UOm-169.pdf#page=1 (дата
обращения: 19.04.2019).
Проект профессионального стандарта педагога (состав
обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в
соответствии с Национальной системой учительского роста) // Психологическая
наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. С. 58–61.
doi:10.17759/pse.2017220408
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.:
Питер, 2002. 720 с.
Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии
как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование.
2012. № 3. С. 29–33.
Сороков Д.Г., Сорокова М.Г. «Пятиминутка
композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы
начального музыкального образования [Электронный ресурс] // Психологическая
наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 57–66. doi:10.17759/pse.2017220507.
URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2017/n5/Sorokov_Sorokova.shtml (дата
обращения: 19.04.2019).
Сорокова М.Г. Апробация опросника Г.А. Цукерман
«Всегда — иногда — никогда» для диагностики метапредметных навыков учащихся
пятых классов [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2013.
№ 2. C. 73–80. URL: http://psyjournals.ru/kip/2013/n2/61573.shtml (дата
обращения 19.04.2019).
Сорокова М.Г. Методы математической статистики в
психологии: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Саарбрюкен: Palmarium
Academic Publishing, 2014. 405 с. // Электронная библиотека МГППУ. URL:
http://psychlib.ru/mgppu/SMm-2014/MMa-405.htm#$p1 (дата обращения:
19.04.2019).
Сорокова М.Г., Юркевич В.С. Стандартизация теста
«СПМ Плюс Равена» на московской выборке // Дефектология. 2014. № 6. С.
28–37.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273–ФЗ от 29 декабря 2012 года в редакции от 29.12.2017 года [Электронный
ресурс] // URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html
(дата обращения 19.04.2019).