Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2019. Том 11. № 2. С. 11–21.
doi:10.17759/psyedu.2019110202
ISSN: 2587-6139 (online)

Диагностика сформированности метапредметных компетенций у пятиклассников

Зак А.З. доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, jasmin67@mail.ru
Сорокова М.Г. доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры прикладной математики факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, marsor@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены результаты обследования 1287 учащихся из 40 школ ЦАО (648 мальчиков и 639 девочек) и 88 учащихся гимназии 1567 ЗАО Москвы (46 мальчиков, 42 девочки) с использованием методики А.З. Зака «Перестановки». Методика, построенная на материале пространственно-комбинаторных задач неучебного содержания, включает задания для определения сформированности метапредметных компетенций, связанных с осуществлением познавательной рефлексии, построением способа решения проблем поискового характера, планированием достижения требуемого результата. Получены статистически значимые различия по сформированности всех компетенций между распределениями совокупностей школ ЦАО и гимназии (р < 0,001), гендерные различия среди учащихся школ ЦАО по построению способов решения проблем поискового характера (р < 0,05). Статистически доказана надежность шкал методики и ее дифференциальная валидность по социо-демографическим факторам «категория учащихся» и «пол». Результаты экспериментально подтверждают возможность использования методики «Перестановки» в оценке заявленных метапредметных компетенций для широкой практики отечественного образования.

Ключевые слова: познавательные и регулятивные метапредметные компетенции, пространственно-комбинаторные задачи, расщепленная надежность, внутренняя согласованность, дифференциальная валидность, стандартизационная выборка, Альфа Кронбаха, критерий Хи-квадрат, критерий Стьюдента, критерий Фишера, критерий Манна – Уитни

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2019110202

фрагмент статьи

Процессы обновления, происходящие в современной отечественной системе образования на протяжении последнего десятилетия, нашли отражение в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования в нем объявляется «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе», что придает особую актуальность проблеме разработки адекватного инструментария для психолого-педагогических измерений, характерных, в частности, для стран Евросоюза и США.


Литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: пер. с англ. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 688 с.
  2. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении // Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 103–107.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 497 с.
  4. Зак А.З. О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психологии. 1981. № 5. С. 62–68.
  5. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 241 с.
  6. Зак А.З., Сорокова М.Г. Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 1–14. doi:10.17759/psyedu.2017090101. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n1/zak.shtml (дата обращения: 19.04.2019).
  7. Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 22 с.
  8. Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы [Электронный ресурс] / Под ред. И.М. Улановской // М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. 160 с. Электронная библиотека МГППУ. URL: http://psychlib.ru/resource/pdf/documents/omk_2015/UOm-169.pdf#page=1 (дата обращения: 19.04.2019).
  9. Проект профессионального стандарта педагога (состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. С. 58–61. doi:10.17759/pse.2017220408
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  11. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 29–33.
  12. Сороков Д.Г., Сорокова М.Г. «Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 57–66. doi:10.17759/pse.2017220507. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2017/n5/Sorokov_Sorokova.shtml (дата обращения: 19.04.2019).
  13. Сорокова М.Г. Апробация опросника Г.А. Цукерман «Всегда — иногда — никогда» для диагностики метапредметных навыков учащихся пятых классов [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2013. № 2. C. 73–80. URL: http://psyjournals.ru/kip/2013/n2/61573.shtml (дата обращения 19.04.2019).
  14. Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2014. 405 с. // Электронная библиотека МГППУ. URL: http://psychlib.ru/mgppu/SMm-2014/MMa-405.htm#$p1 (дата обращения: 19.04.2019).
  15. Сорокова М.Г., Юркевич В.С. Стандартизация теста «СПМ Плюс Равена» на московской выборке // Дефектология. 2014. № 6. С. 28–37.
  16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273–ФЗ от 29 декабря 2012 года в редакции от 29.12.2017 года [Электронный ресурс] // URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (дата обращения 19.04.2019).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2019 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика