Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста
Кравцов Г.Г. доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности, Института психологии им. Л.С. Выготского Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, ekravcva@gmail.com Кравцова Е.Е. доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Москва, Россия, ekravcva@gmail.com
В статье развивающее дошкольное образование рассматривается в логике игровой деятельности. Авторы вслед за Л.С. Выготским считают критерием игры воображаемую ситуацию и выделяют двупозиционность как ее сущностную характеристику. В статье доказывается, что игра в культурно-исторической психологии имеет характеристики, аналогичные зоне ближайшего развития. Развивающее дошкольное образование рассматривается с точки зрения создания условий для становления и развития двусубъектности. По мнению авторов, развивающее дошкольное образование должно решать три задачи — задачу формирования психологической готовности к игровой деятельности, задачу обучения игре и задачу использования игры в качестве средства обучения. Выделяются две закономерности, которые определяют развивающий характер обучения в дошкольном возрасте — это создание ситуаций, в которых ребенок должен был бы реализовать волевое усилие, и целенаправленное развитие центрального психологического новообразования.
Ключевые слова: развивающее дошкольное образование, зона ближайшего развития, игра, двупозиционность, воображаемая ситуация, субъект игровой деятельности, игра как самоценная деятельность, игра как форма организации жизнедеятельности
В системе дошкольного образования отчетливо можно выделить
две противоположные парадигмы построения обучения. В одной главным субъектом
являются общество и взрослые, которые его представляют.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии
ребенка // Психология развития. СПб: Питер, 2001. С. 56–79.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры:
культурно-исторический подход. М.: Левъ, 2017. 338 с.
Кравцова Е.Е. Воспитание волшебников. М.: Левъ, 2019. 300
с.
Кудрявцев В.Т. Становление свободы // Современное
дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 1. С. 12–21.
Максимов А.А. Психологическая природа компьютерно-игровой
зависимости // Журнал общества Л.С. Выготского. 2009 г. № 2. С. 109–117.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник. М.: ВЛАДОС,
2006. 366 с.
Фомичева Т.П. Роль игры в обучении педагогов //
Культурно-историческая психология развития / Материалы Первых чтений,
посвященных памяти Л.С. Выготского (г. Москва, 15–17 ноября 2000 г.) / Под ред.
И.А. Петуховой. М.: Смысл, 2001. С. 204–206.