Готовность воспитателей к развивающему взаимодействию с детьми
Силакова М.М. кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии, кафедра психологии, Ульяновский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО УлГПУ), Ульяновск, Россия, silakova.marina@gmail.com Захарова Л.М. доктор педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования, Ульяновский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО УлГПУ), Ульяновск, Россия, ulseagull@maill.ru
В статье рассмотрено понятие «готовность воспитателя к развивающему взаимодействию», которое рассматривается как профессиональное качество личности, связанное с пониманием уникальности каждого ребенка, и которое характеризуется умением обеспечивать субъектное взаимодействие с ребенком и поддержку развития детской инициативы; навыками проектирования индивидуального пространства личностного развития ребенка; сформированностью личностных качеств, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка. Приводятся данные проведенного исследования по изучению уровня готовности воспитателей к реализации развивающего взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Реализация развивающего взаимодействия во многом зависит от стиля педагогического общения, выбранной позиции в общении (Взрослый, Родитель или Ребенок по Э. Берну) и уровня развития эмоционального интеллекта воспитателей. Анализ результатов проведенного исследования показал, что все воспитатели имеют первый и второй уровни эффективности педагогического общения, характеризующиеся наличием умений в организации детей; у большинства воспитателей в общении преобладает эго-позиция Взрослый с формулой ВРД, и большинство воспитателей имеют низкий уровень интегративного эмоционального интеллекта и эмпатии, что не способствует осуществлению развивающего взаимодействия с детьми. Результаты проведенной диагностики показали не только необходимость усиления практической составляющей профессиональной готовности воспитателей, но и конкретизации представлений у студентов о развивающем характере взаимодействия; выявления возможностей традиционных видов детской деятельности в развитии детского интереса, инициативности.
Ключевые слова: готовность к развивающему взаимодействию, зона ближайшего развития, позиция воспитателя, детская инициатива
Ориентация педагогической деятельности в условиях
утверждающейся системы гуманистических ценностей актуализирует проблему
формирования готовности будущих воспитателей к реализации ее основополагающих
принципов. Целью и смыслом педагогической деятельности становится сам ребенок
как высшая ценность.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Башмакова С.Е. Исследования зоны ближайшего развития
ребенка в отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая
психология. 2011. № 4. С. 17–22.
Белопольская Н.Л. Компоненты зоны ближайшего развития у
детей // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 19–27.
Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка качества
профессиональной деятельности педагога дошкольного образования // Детский сад:
теория и практика. 2015. № 8. С. 6–19.
Богинская О.С. Педагогические предикторы становления
готовности студентов вуза к профессионально-педагогической деятельности: Дис. …
канд. пед. наук. М., 2017. 239 с.
Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы //
Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 102–108.
doi:10.17759/chp.2018140211.
Девяткина Т.В., Ильина Н.А., Захарова Л.М., Силакова М.М.
Новые подходы к построению и реализации основной профессиональной
образовательной программы магистратуры по направлению подготовки
«Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) // Психологическая наука и
образование. 2017. Том 22. № 2. С. 17–26. doi:10.17759/pse.2017220202.
Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Многовекторная модель
зоны ближайшего развития как способ анализа динамики развития ребенка в учебной
деятельности // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2.
С. 95–113. doi:10.17759/cpp.2019270207.
Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны
ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Том 22. № 4. С.
41–50.
Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя:
стратегии, ресурсы, риски. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 456 с.
Николаева И.А., Зайнулина Ю.И. Ценностное отношение и
личностные качества педагога [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические
исследования. 2016. Том 8. № 1. С. 11–23. doi:10.17759/psyedu.2016080102.
Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития:
пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6. С.
13–26.
Собкин В.С. К вопросу о профессиональной позиции
воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. №
7. С. 46–57.
Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя
детского сада / А.В. Петровский [и др.]. М.: Просвещение, 1993. 191 с.
Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее
зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С.
61–73.
Яркина Т.Н., Маркова Н.А. К вопросу о профессионально
значимых качествах и свойствах педагога дошкольного образования в условиях
стандартизации профессионально-педагогической деятельности //
Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2016. № 3 (13). С.
54–61.