Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2019. Том 11. № 4. С. 79–89.
doi:10.17759/psyedu.2019110406
ISSN: 2587-6139 (online)

Развивающее дошкольное образование: ключевые условия и препятствующие факторы

Смирнова Е.О. доктор психологических наук, профессор, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и Игрушек, Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье анализируются условия, способствующие и препятствующие развивающему дошкольному образованию. Рассматриваются понятие «развитие» и его несводимость к обучению. Подчеркивается необходимость целостного подхода к развитию, в отличие от освоения предметных областей. В качестве ключевого понятия, задающего целостность подхода к развитию, предлагается понятие «личность». Показано, что развитие личности ребенка проявляется и осуществляется, прежде всего, в инициативных самостоятельных действиях ребенка. Инициативность в разных видах детской деятельности рассматривается как главный показатель личностного развития. В качестве основной формы проявления инициативности рассматривается игра. Обсуждается роль игры в развитии личности и последствия ее дефицита. В качестве причин, тормозящих активность ребенка, приводятся чрезмерная забота о безопасности и порядке в группах детского сада. В заключении формулируются условия, способствующие и препятствующие развивающему дошкольному образованию.

Ключевые слова: развитие, обучение, личность, инициативность, детская деятельность, игра, безопасность

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2019110406

фрагмент статьи

Ориентация на развитие в последнее время является главной целевой установкой дошкольного образования. Термины «развивающие занятия», «развивающая среда», «развивающие программы» стали общепринятыми и на первый взгляд понятными.


Благодарности

Авторы благодарят за помощь в сборе данных магистрантов МГППУ Платицину О.С. и Молину-Гарсиа Е.С.

Литература

  1. Веракса Н.Е. Современное дошкольное образование начинает учитывать роль ребенка в образовательном процессе (интервью) // Современное дошкольное образование. 2019. № 3. С. 3–13.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004. С. 200–223.
  4. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Линка-Пресс, 2014. 64 с.
  5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. 496 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 15.09.2014).
  7. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Рябкова И.А. и др. / 2-е изд. М.: Русское слово — учебник, 2018. 113 с.
  8. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Леван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС ДО по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. 2017. № 2. С. 16–31.
  9. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения: 08.08.2019).
  10. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Особенности принятия игровой роли в разных предметных средах // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 4–14.
  11. Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 12–26. doi:10.17759/psyedu.2019110102
  12. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. / Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. М.: Институт социологии образования РАО, 2013. 168 с.
  13. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация // Избранные психологические труды. М., 1989. C. 25–122.
  14. Emmi Pikler, Anna Tardos. Laßt mir Zeit. Die selbständige Bewegungsentwicklung des Kindes bis zum freien Gehen. Untersuchungsergebnisse, Aufsätze und Vorträge (Give me time. The independent movement of the child's development to go free. Findings, articles and lectures) / with Anna Tardos. Pflaum, München, 2001. 246 p.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2020 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика