Авакян И.Б. кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Сызрань, Россия, avakjaninna@rambler.ru Виноградова Г.А. доктор психологических наук, профессор, кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология», Тольяттинский государственный университет, Россия, Vinograd.psy@yandex.ru
В статье представлены результаты исследования инновационной готовности преподавателей девяти вузов Самары, Саратова, Башкортостана, Екатеринбурга, Ульяновска, в котором приняли участие 2036 преподавателей вузов. В работе использовались методика «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе» А.Н. Лутошкина и опросник инновационной готовности персонала В.В. Пантелеевой, Т.П. Кнышевой. В качестве математико-статистических методов обработки полученных данных использовались дискриминантный анализ, одновыборочный критерий λ-Колмогорова-Смирнова, непараметрический коэффициент ранговой корреляции rs–Спирмена. Рассматривается гипотеза о наличии различных уровней инновационной готовности педагогических коллективов вузов. Установлены прямая связь между показателями инновационной готовности и социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе, а также положительные связи между компонентами инновационной готовности. Выявлены различные уровни инновационной готовности педагогических коллективов вузов (высокий, нормальный, оптимальный). Полученные результаты могут быть использованы в процессе целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению инновационной деятельности преподавателей вузов.
Ключевые слова: инновационная готовность, социально-психологический климат, преподаватель, высшее учебное заведение, инновационная деятельность
В современных условиях приоритетным в системе высшего
профессионального образования становится инновационная деятельность
преподавателя, направленная на реализацию инновационных проектов и программ,
что обеспечивает высокую конкурентоспособность российского общества. В связи с
этим возникает необходимость создания психолого-педагогических механизмов
разработки и внедрения новых методов, форм и средств в образовательный процесс
высшей школы.
”
Благодарности
Авторы благодарят профессорско-преподавательский состав вузов, принявших участие в экспериментальном исследовании, а также выражают признательность рецензентам за качественный и подробный анализ содержания статьи.
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Авакян И.Б. Оценка готовности преподавателя высшей
школы к применению инновационных технологий // Вестник Пермского университета.
2018. № 1. С. 63–78. DOI:10.17072/2078-7898/2018-1-63-78
Афанасьев Д.В., Денисова О.А., Леханова О.Л.,
Поникарова В.Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному
образованию [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.
2019. Том 11. № 3. C. 128–142. DOI:10.17759/psyedu.2019110311
Барба М.Ф., Рыбаченко А.Б., Карпова М.Г.
Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в
образовательной сфере [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. 2017. №
3. С. 1–3. URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/61/2347/
(дата обращения: 08.10.2018).
Виноградова Г.А. Климат в педагогическом коллективе
и субъективное благополучие личности педагога: монография. Т.: Изд-во ТГУ,
2010. 100 с.
Данилов Д.Л. Путевая модель разработки
эмпирического инструментария субъективных показателей готовности преподавателей
вуза к осуществлению инновационной деятельности // Материалы ХI Международной
научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (г.
Екатеринбург, 18-20 февраля 2014 г.). Екатеринбург: НОТВ, 2014. С.
518–527.
Караева Д.Н. Психологические аспекты инновационной
деятельности преподавателя вуза // Образование. Наука. Инновации. 2013. № 6
(32). С. 205–210.
Князев В.Н. Социально-психологические проблемы в
инновационной деятельности современного российского вуза // Вестник
университета. 2017. № 6. С. 147–155.
Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н.
Мотивация к получению высшего образования и ее структура [Электронный ресурс]
// Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. C. 43–57.
DOI:10.17759/psyedu.2019110205
Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при
обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая
психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 12–23. DOI:10.17759/chp.2018140202
Минияров В.М., Эстерле А.Е. Факторы
профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной
деятельности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. № 14 (2).
С. 26–37. DOI:10.22363/2313-1683-2017-14-1-26-37
Прохорова М.П., Семченко А.А. Инновационная
деятельность преподавателя Вуза как фактор качества педагогического образования
// Вестник Мининского университета. 2016. № 1. С. 26.
Elrehail H., Emeagwali O.E., Alsaad A., Alzghoul A.
The impact of Transformational and Aut6hentic leadership on innovation in
higher education: The contingent role of knowledge sharing // Telematics and
Informatics. 2018. Vol. 35. P. 55–67. DOI: 10.1016/j.tele.2017.09.018
Khatr R., Henderson C., Cole R., Friedrichsen D.,
Stanford C. Characteristics of wellpropagated teaching innovations in
undergraduate STEM // International Journal of STEM Education. 2017. Vol. 4
(1). 2. P. 1–10. DOI:10.1186/s40594-017-0056-5
Koeslag-Kreunen M.G.M., Van der Klink Marcel R.,
Van den Bossche Piet, Gijselaers Wim H. Leadership for team learning: the case
of university teacher teams // Higher Education. 2018. Vol. 75. P. 191–207.
DOI:10.1007/s10734-017-0126-0
LópezM.A.R. Pedagogical European Higher
Education Area-Driven Educational Innovation // Procedia — Social and
Behavioral Sciences. 2017. Vol. 237. P. 1505–1512. DOI:10.1016/j.sbspro.
2017.02.237
Stupnisky R.H., BrckaLorenz A., Yuhas B., Guay F.
Faculty members’ motivation for teaching and best practices: Testing a model
based on self-determination theory across institution types // Contemporary
Educational Psychology. 2018. Vol. 53. P. 15–26. DOI:10.1016/j.cedpsych.
2018.01.004
Sutanto E.M. The influence of organizational
learning capability and organizational creativity on organizational innovation
of Universities in East Java, Indonesia // Asia Pacific Management Review.
2017. Vol. 22. P. 128–135. DOI: 10.1016/j.apmrv. 2016.11.002
Walder A.M. Pedagogical Innovation in Canadian
higher education: Professors’ perspectives on its effects on teaching and
learning // Studies in Educational Evaluation. 2017. Vol. 54. P. 71–82.
DOI:10.1016/j.stueduc.2016.11.001
Wang P., Hao Y. What Role Does Error Orientation
Play in the Relationship Between Error Management Climate and Innovative
Behavior? 2 International Conference on Education, Management and Systems
Engineering (EMSE 2017). 2017. P. 265–271.
DOI:10.12783/dtssehs/emse2017/12780
Weitze C.L. Designing pedagogical innovation for
collaborating teacher teams // Journal of Education for Teaching. 2017. Vol. 43
(3). P. 361–373. DOI:10.1080/02607476.2017.1319511
Wu X., Yu Y. Exploration on Educational Mechanism
of Innovation and Entrepreneurship in Colleges and Universities // Proceedings
of the 7 th international conference on education, management, information and
computer science (icemc 2017). 2017. Vol. 73. P. 281–285. doi:
10.2991/icemc-17.2017.55