Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 1. С. 44–58.
doi:10.17759/psyedu.2020120104
ISSN: 2587-6139 (online)

Педагогическое общение учителя начальных классов с учениками как фактор благополучия младших школьников в учебной деятельности

Семенова Т.С. кандидат психологических наук, доцент, Педагогический институт им. В.Г. Белинского, факультет педагогики, психологии и социальных наук, кафедра «Дошкольное и дефектологическое образование», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ПГУ), Пенза, Россия, integra58@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Исследование психологического благополучия младших школьников в учебной деятельности является актуальным из-за значительного числа публикаций о фактах школьного неблагополучия детей, причиной которого признается неконструктивная организация образовательного процесса. В статье автор сравнил взаимодействие с учащимися на уроке двух учителей начальных классов с разным уровнем педагогического мастерства и соотнес выявленные различия с показателями психологического благополучия их учеников. Автор использовал собственную методику регистрации взаимодействий. В исследовании приняли участие учащиеся двух третьих классов средней общеобразовательной школы г. Пензы и их учителя. Результаты показывают, что взаимодействие учителя-мастера с учениками на уроке, в сравнении с учителем–не мастером, отличается большим количеством обращений к детям и большей равномерностью распределения внимания между детьми. Ученики учителя-мастера превосходят учеников учителя–не мастера по показателям психологического благополучия: учебной активности на уроке и удовлетворенности отношениями с учителем.

Ключевые слова: педагогическое общение, педагогическое мастерство

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2020120104

фрагмент статьи

Психологическое благополучие детей в школе, как отмечает Т.В. Архиреева, стало предметом исследований психологов совсем недавно. Многие исследователи связывают школьное неблагополучие с неконструктивной организацией учебного процесса и поведением учителя в нем.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Архиреева Т.В. Субъективное благополучие младших школьников // Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 4 (102). С. 13–16.
  2. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив: психолого- педагогическое исследование. Минск: Изд-во БГУ, 1975.
  3. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17–21.
  4. Ермакова И.В., Даниленко О.В. Цена адаптации и как ее снизить // Народное образование. 2009. № 4. С. 248–256.
  5. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей // Психологическая наука и образование. 2000. № 1. С. 22–29.
  6. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. М.: Медицина, 1984. 192 с.
  7. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. №4. С. 89–94.
  8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  9. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Москва-Нальчик: Эль-Фа, 1996. 92 с.
  10. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 125 с.
  11. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2003. 271 с.
  12. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
  13. Собкин В.С., Иванов И.Д., Калашникова Е.А. Учитель глазами современного подростка // Социология образования. Труды по социологии образования. Том XVI. Выпуск XXVIII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 179–192.
  14. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. 472 с.
  15. Хозиев В.Б. Психологическое консультирование родителей первоклассников и младших школьников // Психология и школа. 2008. № 4. С. 17–30.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика