Подходы к реализации профессионального стандарта педагога: трудовые действия и системные смыслы
Ускова С.А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий, кафедра педагогики и педагогических технологий факультета психологии, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия, Usa1807@yandex.ru
В статье представлен анализ введения профессионального стандарта педагога (далее — Стандарт), проанализированы риски формального осуществления требований Стандарта, ситуации, когда педагог не может систематизировать и выстроить взаимосвязи в рамках функциональной карты вида профессиональной деятельности и сводит свою деятельность к реализации отдельных требуемых трудовых функций, что не позволяет обеспечить выполнение одной из основных функций Стандарта — повышение результативности образовательного процесса. Автором представлена теоретическая модель современного образовательного процесса (далее — ОП); предложен механизм системной реализации Стандарта; доказана важность рассмотрения необходимых умений и знаний как трудовых действий; показана вариативность реализации Стандарта в соответствии с возникающими проблемами проектирования и реализации ОП в профессиональной деятельности учителя; рассмотрена специфика системного осуществления Стандарта на примере разработки модели трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования». Апробация показала эффективность предложенного инструмента в системной реализации Стандарта как методического средства в процессе повышения профессиональной квалификации педагога. Эмпирическая проверка результативности была осуществлена на основе анализа итоговых работ 98 слушателей курсов повышения квалификации (учителя начальных классов). 78% учителей проектировали ОП, выделяли в нем основные компоненты и соотносили их с основными трудовыми функциями. 83% учителей перешли от формального следования стандарту к осознанному проектированию ОП.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, педагогическая деятельность, образовательный процесс, модель трудовой функции, трудовая функция, трудовые действия
Вопросы оценки и повышения качества
профессионально-педагогической деятельности учителя являются наиболее
обсуждаемыми в психолого-педагогическом международном и отечественном научном
пространстве. Об этом свидетельствуют результаты международного исследования
TALIS (2008), активное обсуждение профессионального стандарта педагога и
разработка Национальной системы учительского роста в России.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Алексеев С.В., Ускова С.А. Сопровождение
профессионально-педагогической деятельности учителя: понятийное поле и
сущностные характеристики [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования.
2015. № 2–17. С. 3807–3811. URL:
http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37862 (дата обращения:
31.07.2019).
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.:
Педагогика, 1988. 500 с.
Главный смысл системы профессионального роста в том, чтобы
дать учителю возможность карьерной самоидентификации // Психологическая наука и
образование. 2017. Том 22. № 4. С. 7–9. DOI:10.17759/pse.2017220402.
Горшкова В.В. Непрерывное образование как способ
бытия человека. СПб.: Астерион, 2016. 288 с.
Ильин В.С. Формирование личности школьника
(целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.
Марголис А.А., Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Новикова
Е.М. Готовность педагогов к введению профессионального стандарта:
результаты социологического исследования // Психологическая наука и
образование. 2016. Том 21. № 2. С. 22–34. DOI:10.17759/pse.2016210204.
Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного
проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации
(2014—2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С.
5–24. DOI:10.17759/pse.2018230101.
Морозова О.П., Сластенин В.А., Сенько Ю.В.
Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности
учителя. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 546 с.
Проект профессионального стандарта педагога (состав
обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в
соответствии с Национальной системой учительского роста) // Психологическая
наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C. 58–61.
DOI:10.17759/pse.2017220408.
Профессиональный рост учителя: оценка и ответственность //
Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 5–6.
DOI:10.17759/pse.2017220401.
Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая
деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем
образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] // Профессиональный
стандарт педагога. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
URL: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога (дата обращения:
31.07.2019).
Рыжова Н.И., Ускова С.А.,Залялютдинова
З.А. Характеристика показателей целостности образовательного процесса,
обеспечивающих его результативность в условиях вызовов современности // Мир
науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 115–119.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика:
учебник / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
576 с.
Ускова С.А. Профессионально-педагогическая
деятельность учителя: самоопределение в пространстве образовательных стандартов
// Человек и образование. 2018. № 2. С.140–145.
Ускова С.А. Развитие профессионально-личностных
качеств учителя как основа обеспечения результативности современного
образовательного процесса // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 1. С.
81–89.
Ускова С.А. Система повышения качества
профессионально–педагогической деятельности учителя в образовательной
организации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования.
2014. № 4. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=14152 (дата
обращения: 31.07.2019).
Чупрова Л.В. К вопросу об образовательном процессе
в вузе в контексте его гармонизации // Материалы II международной научной
конференции «Проблемы и перспективы развития образования» (г. Пермь, май 2012
г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 167–170.
Ямбург Е.Ш. Внедрение профессионального стандарта
педагога: необходимость второго шага // Психологическая наука и образование.
2016. Том 21. № 2. С. 35–43. DOI:10.17759/pse.2016210205.
Ямбург Е.Ш. Профессиональный рост учителя: оценка и
ответственность // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C.
5–6. DOI: 10.17759/pse.2017220401.
Gorshkova V.V., Uskova S.A, Tonkonogaya E.P.
Subject professional activity of a teacher: methodological framework and
theoretical design. [Электронный ресурс] // The European Proceedings of Social
& Behavioural Sciences, 2019. P. 2096–2107
DOI:10.15405/epsbs.2019.03.02.243.
Teacher Evaluation: a Conceptual Framework and Examples of
Country Practices. OECD. Paris: OECD, 2009. 37 p.
Teachers for the 21st Century: Using Evaluation to Improve
Teaching. OECD. Paris: OECD publishing, 2013. 124 p.