Влияние режима обучения на показатели работоспособности школьников
Адаскина А.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, aadaskina@mail.ru Мелюхина Н.А. магистр кафедры Педагогической психологии им. В.А. Гуружапова, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, nmelyuhina@yandex.ru
В статье приводятся результаты исследования влияния режима обучения на субъективные показатели работоспособности (самочувствие, активность, настроение), а также на количество пропусков учебных занятий в течение учебного года учениками 5-х классов. В настоящее время в Российской Федерации используются два режима обучения: традиционный (4 четверти, разделенные осенними, зимними и весенними каникулами) и модульный (состоящий из 6 интервалов по 5-6 недель, разделенных недельными каникулами). В исследовании приняли участие ученики 5-6 классов (152 ученика, из которых 73 обучаются по модульному режиму, 79 – по традиционному), родители (128 человек, у 72 дети учатся по модульному режиму, у 56 – по традиционному) и учителя (25 человек, из которых 15 в настоящее время работают по модульному режиму, 10 – по традиционному). Исследование проводилось при помощи специально составленной анкеты, включающей три блока. Также был проведен анализ посещаемости уроков учениками двух московских школ, работающих по разным режимам обучения. В ходе исследования были получены следующие результаты: при модульном режиме обучения к концу учебного года обучающиеся значительно меньше устают, чувствуют себя более активными, находятся в хорошем настроении. Статистически значимые различия получены при анализе ответов обучающихся и учителей. При традиционном режиме обучения количество пропущенных занятий значимо выше, чем при модульном режиме. Модульный режим, основанный на равномерном распределении нагрузок, по субъективным оценкам учеников 5-6 классов, учителей и родителей, а также по оценке пропусков занятий является более предпочтительным для сохранения работоспособности.
Современная школа предполагает высокий уровень
интеллектуальных нагрузок, полноценно справиться с которыми может лишь часть
учеников. Исследования показывают, что хорошо подготовленными в школу приходят
около трети детей, остальные сталкиваются с серьезными сложностями, и эти
трудности только возрастают от класса к классу в связи с увеличением объема
информации и требованиями к когнитивным навыкам, самоорганизации, психическому
и физическому здоровью учеников.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Безруких М.М. Материалы курса «Психофизиологические
основы эффективной организации учебного процесса»: учебно-методическое пособие.
М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 44 с.
Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их
влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической
психологии образования. 2011. № 1. С. 16–21.
Безруких М.М. Педагогическая физиология: учебное
пособие. М.: Форум, 2020. 496 с.
Вачков И.В., Вачкова С.Н., Воропаев М.В.
Представления родителей о качестве образования детей в мегаполисе и их
установки в отношении родительского контроля [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3. С. 19–31. DOI:
10.17759/pse.2019240302
Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие
/ Р.И. Айзман [и др.]. М.: Кнорус, 2017. 404 с.
Воронкова И.В. Взаимосвязь учебно-познавательной
мотивации с эмоциональным отношением к учению и интеллектуальным развитием
старших подростков: На примере развивающего и традиционного образования:
автореф. дисс. … канд. психол. наук. Казань, 2005. 26 с.
Гудинова Ж.В., Акимова И.С. Результаты исследования
влияния погодных условий на работоспособность школьников // Сибирский
медицинский журнал. 2010. № 2. С. 100–102.
Мелюхина Н.А. Влияние режима обучения на
работоспособность обучающихся: магистерская дисс. М.: МГППУ, 2019. 80 с.
Москва 24 [Электронный ресурс]. URL:
https://www.m24.ru/articles/shkoly/10042015/70858 (дата обращения:
11.05.2020).
Николаева Н.В., Коноплева И.Н. Выраженность
стрессового напряжения и работоспособность сотрудников правоохранительных
органов [Электронный ресурс] // Психология и право psyandlaw.ru. 2014. № 2.
URL: http://psyandlaw.ru/journal/2014/2/Nikolaeva_Konopleva.phtml (дата
обращения: 11.05.2020).
Платонова Р.И., Иванова Я.Н., Михина Г.Б. На пути к
новой модели организации школьных каникул [Электронный ресурс] // Азимут
научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 1 (30). Том 9. C.
222–226. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42512775 (дата обращения:
11.05.2020).
Психология труда. Учебно-методическое пособие. Курс лекций
/ Составители: И.И. Лобач [и др.]. Минск: БНТУ, 2013. 237 с.
Реализация Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Высшая школа экономики:
Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и
финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений,
новаций. URL:
http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf
(дата обращения: 11.05.2020).
Ставцева В.В. Динамика умственной работоспособности
учащихся 4⎯11 классов на уроках в течение учебного дня и недели // Научные
ведомости БелГУ. Серия естественные науки. 2012. № 3 (122). Выпуск 18. С.
166–173.
Cуннатова Р.И., Адаскина А.А. Стиль отношения
значимых взрослых к ребенку как условие становления школьной неуспешности //
Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 93–103. DOI:
10.17759/pse.2019240209
Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А.
Заболеваемость и умственная работоспособность Московских школьников // Гигиена
и санитария. 2014. № 3. С. 60–64.
Сухоруков Д.В., Сорокина Л.А. Средства,
активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их
умственную работоспособность // Образование и наука. 2014. № 2 (111). С.
139–153.