Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 2. С. 91–107.
doi:10.17759/psyedu.2020120206
ISSN: 2587-6139 (online)

Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте

Емельянова И.В. старший преподаватель, кафедра педагогической психологии, факультет психологии образования, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, emerina@mail.ru
Кулагина И.Ю. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, dissovetmgppu@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье дан обзор зарубежных и отечественных представлений о социальном интеллекте и сведений о выраженности его различных компонентов в младшем школьном возрасте. В данный период закладываются основы развития на следующих возрастных этапах, а социальный интеллект составляет фундамент личностного развития. Приведенный авторами обзор показал, что в начале младшего школьного возраста социальный интеллект находится на низком или среднем уровне развития; развитие отдельных компонентов происходит гетерохронно. Ребенок последовательно овладевает социальными навыками и лучше осознает себя; эти тенденции искажаются при излишней увлеченности компьютерными играми. Регуляция своих эмоций и социальная чувствительность первоначально в большей мере присущи девочкам, в конце периода – в той же или большей степени мальчикам, у которых замедлено развитие эмоционального компонента социального интеллекта. На поведенческом уровне недостаточное развитие социального интеллекта младших школьников проявляется в трудностях адаптации к школьной жизни и коммуникативных проблемах. Таким образом, развитый в младшем школьном возрасте социальный интеллект обеспечивает использование оптимальных моделей поведения во взаимодействии с окружающими, удовлетворенность семейной и школьной жизнью.

Ключевые слова: младший школьный возраст, социальный интеллект, социальные навыки, коммуникативная компетентность, межличностные отношения, адаптация

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2020120206

фрагмент статьи

Становление личности ребенка, обучающегося в начальных классах школы, происходит под влиянием значимых взрослых. Взаимодействие с ними, отвечающее семейным и школьным нормам поведения, и взаимодействие со сверстниками, роль которого повышается к концу младшего школьного возраста, требует освоения социальных навыков, развития социального интеллекта.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Архиреева Т.В. Развитие критического самоотношения у детей младшего школьного возраста // Вестник практической психологии образования. 2013. № 1. С. 54–57.
  2. Батырева С.Г. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2017. 25 с.
  3. Бедность и развитие ребенка / Под ред. Д.А. Александрова и др. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. 392 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
  5. Волчегорская Е.Ю. Индивидуальные достоинства как предикторы качества жизни младших школьников // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 1. С. 113–119.
  6. Гаврилушкина О.П., Егорова М.А. Дети с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 3. С. 141–152. DOI:10.17759/psyedu.2016080313
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: книга вопросов и ответов. СПб: АСТ, 2012. 192 с.
  8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
  9. Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 59–65. DOI:10.17759/jmfp.2016050306
  10. Заречная А.А. Психологические условия развития коммуникативной компетентности у детей 6-8 лет с разным темпом психического развития: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2018. 24 с.
  11. Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 15–26. DOI:10.17759/jmfp.2017060202
  12. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 16–26. DOI:10.17759/pse.2019240502
  13. Карпушова О.А. Образ сверстника как фактор развития самопознания младших школьников в образовательном процессе: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2016. 26 с.
  14. Кондратьев М.Ю., Лисицина А.А. Особенности интрагруппового структурирования классов в начальной школе и на рубеже начальной и средней школы // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 21–40.
  15. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 291 с.
  16. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. 423 с.
  17. Лубовский Д.В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 2. С. 50–67. DOI:10.17759/psyedu.2014060204
  18. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 112–120. DOI:10.17759/pse.2018230411
  19. Оганесян С.Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2014. 31 с.
  20. Пахомова В.Г. Психологические аспекты влияния игровой виртуальной реальности на формирование образа Я у младших школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 48–56. DOI:10.17759/pse.2017220506
  21. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А.С. Обухова. М.: Юрайт, 2019. 424 с.
  22. Разумникова О.М., Пусикова М.В. Современные представления о социальном интеллекте и социальной креативности: значение тормозных функций в социальной адаптации // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 1. С. 67–84.
  23. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. Т. 3. № 1. С. 30–38.
  24. Савенков А.И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7–15. DOI:10.17759/jmfp.2018070201
  25. Семенов В.Ю. Возрастно-половые особенности социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2016. 22 с.
  26. Семенов В.Ю., Наследов А.Д. Модификация шкалы социального интеллекта Tromsø для российских школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2015. № 4. С. 5–21.
  27. Социальная возрастная психология / Толстых Н.Н. [и др.]. М.: Академический проект, 2019. 345 с.
  28. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
  29. Тарасова К.С. Типы конкурентного поведения младших школьников с разным уровнем развития социо-эмоциональной компетентности в условиях соревновательных игр: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2016. 33 с.
  30. Фатихова Л.Ф. Социальный и эмоциональный интеллект детей с интеллектуальными нарушениями: подходы к изучению и коррекции. Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. 140 с.
  31. Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2009. 25 с.
  32. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: АСТ, 1996. 592 с.
  33. Besi M., Sakellariou M. Transition to Primary School the Importance of Social Skills // International Journal of Humanities and Social Science (SSRG – IJHSS). 2019. Vol. 6. № 1. P. 33–36.
  34. Cohen C. Raise Your Child’s Social IQ: Stepping Stones to People Skills for Kids. Advantage Books, 2000. 244 р.
  35. Goleman D. Emotional Intelligence, Why It Can Matter More Than IQ. Bantam, 2005. 384 p.
  36. Gordon L., Gardner H. Encyclopedia of Human Development. 2006. Vol. 2. P. 552–553.
  37. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. McGraw-Hill Education, 1967. 538 р.
  38. Honeywill R. Social intelligence is also being able to make important social decisions which can change your life // The Man Problem: destructive masculinity in Western culture. NY: Palgrave Macmillan, 2015.
  39. Knopp K.A. The Children’s Social Comprehension Scale (CSCS): Construct validity of a new social intelligence measure for elementary school children // International Journal of Behavioral Development. 2018. Vol. 43. № 1. Р. 90–96.
  40. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Key Readings on the Mayer and Salovey Model. NY: National Professional Resources, 2004. 329 р.
  41. Murphy P.A. MIND Reading // Psychology Today. 2007. Vol. 40. № 5. Р. 72–79.
  42. Pace K.L. A community youth development. Approach to enhancing character development // Community Youth Development: Programs, Policies, and Practices. 2003. P. 248–272
  43. School-Based Social Skills Training for Children With Autism Spectrum Disorder / Radley K.C. [et al] // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2015. Vol. 32. № 4. Р. 256–268.
  44. Thorndike E.L. Intelligence and its use // Harper's Magazine. 1920. Vol. 140. Р. 227–235.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2020 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика