Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 2. С. 127–143.
doi:10.17759/psyedu.2020120208
ISSN: 2587-6139 (online)

Специфические системообразующие свойства интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности

Ковальчук И.А. старший преподаватель кафедры общей психологии, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России), Россия, iljakvlchk@rambler.ru
Сочивко Д.В. доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России), Россия, sochivo@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье авторы представили результаты эмпирического исследования интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности. Цель исследования заключалась в изучении структурных компонентов интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России и его особенностей в зависимости от выбранной профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 275 сотрудников ФСИН России, обучающихся по различным направлениям (специальностям) подготовки в период прохождения начальной профессиональной подготовки в загородном учебном центре Академии ФСИН России. Для оценки интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России использовались следующие методики: «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена; тест «Исключение слова»; субтест «Числовые ряды» теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в адаптации К. Сугоняева; «Личностный профиль» Г. Айзенка (Eysenck Personality Profiler) в адаптации К. Сугоняева; «Опросник карьерных ориентаций» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой «Якоря карьеры». С помощью корреляционного анализа установлено, что на начальном этапе служебной деятельности интеллектуально-личностный потенциал сотрудников ФСИН России различается в зависимости от направления (специальности) подготовки специфическими системообразующими свойствами: «автономия» и «мотивационная зрелость» (специализация «Оперативно-розыскная деятельность»); «экстраверсия» и «мотивационная зрелость» (специализация «Организация режима в УИС»); «мотивация к службе» и «менеджмент» (специализация «Пенитенциарная психология»); «вызов» и «экстраверсия» (специализация «Тыловое обеспечение в УИС»).

Ключевые слова: интеллектуально-личностный потенциал, направление (специальность) подготовки, сотрудник ФСИН России, специфические системообразующие свойства, начальный этап служебной деятельности, личностно-мотивационный компонент, интеллектуальный компонент

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2020120208

фрагмент статьи

Принципиальные изменения в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России) и отмечающиеся в настоящее время снижение уровня профессионализма, рост количества нарушений законности и профессиональная деформация личности сотрудников актуализируют прикладные задачи, направленные на повышение эффективности профессиональной и служебной деятельности за счет развития у них профессионально важных качеств. Согласно Концепции развития УИС до 2020 года одним из направлений развития уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) является кадровое обеспечение, которое включает в себя комплекс мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников УИС, достижению сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетентности.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр»: метод. рук. Ч. 1. М., 2008. 117 с.
  2. Бочкова М.Н. Эмоциональный интеллект и креативность: связь и взаимодействие на примере разных категорий осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 92–102. DOI:10.17759/psylaw.2020100108
  3. Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Гендерная специфика личностного компонента в структуре карьерного потенциала на начальном этапе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2020. Том. 25. № 1. C. 26–35. DOI:10.17759/pse.2020250103.
  4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015–2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad (дата обращения: 12.09.2019).
  5. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; ННПО «МОДЭК», 2003. 456 с.
  6. Ковальчук И.А. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первичной подготовки к службе и обучению [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 204–218. DOI:10.17759/psylaw.2018080418.
  7. Ковальчук И.А. Социально-психологический тренинг как способ развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2019. № 3 (49). С. 102–106.
  8. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Том. 8. № 40. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.08.2018).
  9. Корнилова Т.В. Неопределенность, выбор и интеллектуально-личностный потенциал человека (в развитие смысловой теории мышления) // Методология и история психологии. 2009. Том. 4. Вып. 4. С. 47–59.
  10. Об утверждении Инструкции об организации деятельности психологической службы УИС: приказ Минюста России [от 12 дек. 2005 г. № 238] // Бюллетень нормативных актов федер. органов исполнительной власти. 2006. № 9.
  11. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: постановление Правительства Российской Федерации [от 14 октября 2010 г. № 1772-р; по состоянию на 23 сентября 2015 г.] // Собр. законодательства Российской Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
  12. Павлова А.М. Профессионально-личностный потенциал специалиста: феномен и понятие // Ежегодник Российского психологического общества. СПб. 2003. Том. 6. С. 207– 210.
  13. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. № 5 (7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.09.2016).
  14. Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта. М.: Либроком, 2011. 143 с.
  15. Стаханова О.В. О структуре трудового потенциала // Социологические исследования. 1981. № 2. С. 75–79.
  16. Столяренко А.М. Энциклопедия юридической психологии. М.: Юнити Дана, 2003. 607 с.
  17. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов: учебник. 2-е изд. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. 464 с.
  18. Ульянина О.А. Концепция психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Психологическая наука и образование. 2019. Том. 24. № 6. C. 28–37. DOI: 10.17759/pse.2019240603.
  19. Ушаков Д.В. Структура и динамика интеллектуальных способностей: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. М.: Институт психологии РАН, 2004. 370 с.
  20. Ушатиков А.И. Пенитенциарная психология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 758 с.
  21. Чигринова И.А. Принятие неопределенности и макиавеллизм в регуляции морального выбора [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2010. № 5 (13). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/380-chigrinova13.html (дата обращения: 13.09.2019).
  22. Юридическая психология: сб. науч. тр. / Под ред. Г.Х. Ефремова, А.Р. Ратинова. М.: Изд-во НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1998. 124 c..

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2020 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика