Методологические аспекты проблем управления современной школой
Воронов М.В. доктор технических наук, заведующий кафедрой прикладной математики, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, mivoronov@yandex.ru Байков С.В. заместитель директора, ГБОУ города Москвы «Школа № 1515» (ГБОУ «Школа № 1515»), Москва, Россия, baikov.sv@yandex.ru
Представлены материалы, отражающие исследование авторов по проблематике совершенствования деятельности современной школы. На основе анализа складывающейся новой трудовой структуры общества предлагается обобщенная система современного образования. Подчеркивается ключевое место, отводимое в ней системе общего образования. Рассмотрены основные проблемы современной общеобразовательной школы в целом и управления ее деятельностью в частности. Основное внимание уделено вопросам формирования рейтинга школ, включающего в себя показатели разнокачественных характеристик. Предлагается рассматривать образовательное учреждение как социальную систему, в рамках которой у обучаемых формируются навыки поведения, взаимоотношений в коллективе и с внешней средой. Отмечено, что в каждом учебном заведении формируется внутренняя организационная и психологическая культура, которая оставляет свой отпечаток практически на всех происходящих там процессах, в частности, она формирует ограничения на возможность принятия тех или иных решений и вероятность их исполнения. Эта позиция обусловливает потребность формирования специфической для школы системы согласованных показателей, включающей целый ряд качественных показателей. Использование в процессах управления школой такого рода показателей приводит к необходимости разработки специализированных методов оценки эффективности ее деятельности. В статье предложен метод оценки качественных характеристик, обеспечивающий повышение уровня их объективности.
Ключевые слова: образование, система, школа, управление, качество, рейтинг, метод
Развитие цивилизации достигается в конечном счете за счет
увеличения объема знаний, располагая которыми человечество стремится
использовать их в своей деятельности, т.к. основное функциональное назначение
знаний – обеспечение жизнедеятельности сообщества людей. В этой связи новые
поколения людей вынуждены активно осваивать все больший и больший объем
знаний.
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Вертешев С.М., Воронов М.В., Герасименко П.В., Кремков
М.В. Принятие решений при управлении организационными системами:
Монография. Псков: Псковский государственный университет, 2019. 218 с.
Воронов М.В., Леонова Н.Г. Оценка состояния
внутренней культуры вуза // Социология образования. 2015. № 5. С. 57‒70.
Голубкина А.М. Проблемы современного российского
школьного образования [Электронный ресурс] // Материалы IX Международной
студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL:
https://scienceforum.ru/2017/article/2017038903 (дата обращения:
19.11.2019).
ДОНМ «Рейтинг вклада образовательных организаций в
качественное образование московских школьников 2019» [Электронный ресурс]. URL:
https://school.moscow/files/kriterii_reitinga_2019.pdf (дата обращения:
11.10.2019).
Даргевичене Л.И., Леонова Е.В. Актуальные проблемы
современного школьного образования: взгляд изнутри // Материалы VII
Международной научной конференции «Педагогическое мастерство» (г. Москва,
ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 41‒44.
Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Роль психологической
культуры учителя в поддержке реализации стандартов общего образования //
Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. C. 49–57. DOI:
10.17759/pse.2017220407.
Казакова Е.В., Соколова Л.В. Влияние
неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию
первоклассников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. C.
59‒71. DOI: 10.17759/pse.2019240206.
Кузнецова О.Е. Анализ зарубежных исследований
организационной культуры школы // Психологическая наука и образование. 2017.
Том 22. № 3. C. 28–36. DOI: 10.17759/pse.2017220301
Марголис А.А. Оценка квалификации учителя: обзор и
анализ лучших зарубежных практик // Психологическая наука и образование. 2019.
Том 24. № 1. C. 5‒30. DOI: 10.17759/pse.2019240101.
Лазарев В.С. Управление образовательной
деятельностью // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 22–29.
Поляков А.О., Смирнов Ю.М., Турчак А.А.
Информодинамические основы организации управления предприятиями и холдинговыми
компаниями. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. 192 с.
Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174924 / (дата обращения:
20.05.2019).
Румянцева Н.Л. Человек развивающийся (Путь к единой
культуре). М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 224 с.
Тюков А.А. Критерии оценки эффективности
деятельности школы [Электронный ресурс] // Тульская школа. 1995. № 1. С. 17.
URL: http://psyhoinfo.ru/kriterii-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-shkoly
(дата обращения: 31.05.2020).
Уварова Т.Г., Ниязова М.В. Система показателей как
условие эффективного стратегического управления вузом // Контроллиг. 2005. № 4
(16). С. 56–66.
Фомиченко А.С. Взаимоотношения в системе
«учитель-ученик» как условие успешности учебной деятельности школьников //
Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. C. 39‒47. DOI:
10.17759/pse.2017220505.
Хан Д. Планирование и контроль: концепция
контроллинга / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
Хэтти, Джон А.С. Видимое обучение: синтез
результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников /
Джон А.С. Хэтти; под ред. В.К. Загвоздкина, Е.А. Хамраевой. М.: Издательство
«Национальное образование», 2017. 496 с. (Антология образования).
Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.:
Питер, 2002. 448 с.
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Издательство
Школы культурной политики, 1994 [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных
технологий. 20.02.2011. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3961 (дата
обращения: 31.05.2020).
Darling-Hammond L., Amrein-Beardsley A., Haertel E.,
Rothstein J. Evaluating Teacher Evaluation // Phi Delta Kappan. Vol. 93. №
6, March 2012. P. 8‒15.
Milanowski A. The Relationship Between Teacher
Performance Evaluation Scores and Student Achievement: Evidence from Cincinnati
// Peabody Journal of Education. 2004. Vol. 79. № 4. P. 33‒53.
Redford K. How to measure the impact of soft skills
training [Электронный ресурс]. URL:
http://www.personneltoday.com/articles/2007/07/17/41446/how-to-measure-the-impactofsoft-skills-training.html
(дата обращения: 19.11.2019).
Sennett R. The Culture of New Capitalism. New
Haven; L.: Yale University Press, 2006. 216 р.