Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 2. С. 56–71.
doi:10.17759/psyedu.2020120204
ISSN: 2587-6139 (online)

Методологические аспекты проблем управления современной школой

Воронов М.В. доктор технических наук, заведующий кафедрой прикладной математики, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, mivoronov@yandex.ru
Байков С.В. заместитель директора, ГБОУ города Москвы «Школа № 1515» (ГБОУ «Школа № 1515»), Москва, Россия, baikov.sv@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены материалы, отражающие исследование авторов по проблематике совершенствования деятельности современной школы. На основе анализа складывающейся новой трудовой структуры общества предлагается обобщенная система современного образования. Подчеркивается ключевое место, отводимое в ней системе общего образования. Рассмотрены основные проблемы современной общеобразовательной школы в целом и управления ее деятельностью в частности. Основное внимание уделено вопросам формирования рейтинга школ, включающего в себя показатели разнокачественных характеристик. Предлагается рассматривать образовательное учреждение как социальную систему, в рамках которой у обучаемых формируются навыки поведения, взаимоотношений в коллективе и с внешней средой. Отмечено, что в каждом учебном заведении формируется внутренняя организационная и психологическая культура, которая оставляет свой отпечаток практически на всех происходящих там процессах, в частности, она формирует ограничения на возможность принятия тех или иных решений и вероятность их исполнения. Эта позиция обусловливает потребность формирования специфической для школы системы согласованных показателей, включающей целый ряд качественных показателей. Использование в процессах управления школой такого рода показателей приводит к необходимости разработки специализированных методов оценки эффективности ее деятельности. В статье предложен метод оценки качественных характеристик, обеспечивающий повышение уровня их объективности.

Ключевые слова: образование, система, школа, управление, качество, рейтинг, метод

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2020120204

фрагмент статьи

Развитие цивилизации достигается в конечном счете за счет увеличения объема знаний, располагая которыми человечество стремится использовать их в своей деятельности, т.к. основное функциональное назначение знаний – обеспечение жизнедеятельности сообщества людей. В этой связи новые поколения людей вынуждены активно осваивать все больший и больший объем знаний.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Вертешев С.М., Воронов М.В., Герасименко П.В., Кремков М.В. Принятие решений при управлении организационными системами: Монография. Псков: Псковский государственный университет, 2019. 218 с.
  2. Воронов М.В., Леонова Н.Г. Оценка состояния внутренней культуры вуза // Социология образования. 2015. № 5. С. 57‒70.
  3. Голубкина А.М. Проблемы современного российского школьного образования [Электронный ресурс] // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038903 (дата обращения: 19.11.2019).
  4. ДОНМ «Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников 2019» [Электронный ресурс]. URL: https://school.moscow/files/kriterii_reitinga_2019.pdf (дата обращения: 11.10.2019).
  5. Даргевичене Л.И., Леонова Е.В. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри // Материалы VII Международной научной конференции «Педагогическое мастерство» (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 41‒44.
  6. Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Роль психологической культуры учителя в поддержке реализации стандартов общего образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. C. 49–57. DOI: 10.17759/pse.2017220407.
  7. Казакова Е.В., Соколова Л.В. Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. C. 59‒71. DOI: 10.17759/pse.2019240206.
  8. Кузнецова О.Е. Анализ зарубежных исследований организационной культуры школы // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. C. 28–36. DOI: 10.17759/pse.2017220301
  9. Марголис А.А. Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. C. 5‒30. DOI: 10.17759/pse.2019240101.
  10. Лазарев В.С. Управление образовательной деятельностью // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 22–29.
  11. Поляков А.О., Смирнов Ю.М., Турчак А.А. Информодинамические основы организации управления предприятиями и холдинговыми компаниями. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. 192 с.
  12. Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174924 / (дата обращения: 20.05.2019).
  13. Румянцева Н.Л. Человек развивающийся (Путь к единой культуре). М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 224 с.
  14. Тюков А.А. Критерии оценки эффективности деятельности школы [Электронный ресурс] // Тульская школа. 1995. № 1. С. 17. URL: http://psyhoinfo.ru/kriterii-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-shkoly (дата обращения: 31.05.2020).
  15. Уварова Т.Г., Ниязова М.В. Система показателей как условие эффективного стратегического управления вузом // Контроллиг. 2005. № 4 (16). С. 56–66.
  16. Фомиченко А.С. Взаимоотношения в системе «учитель-ученик» как условие успешности учебной деятельности школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. C. 39‒47. DOI: 10.17759/pse.2017220505.
  17. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
  18. Хэтти, Джон А.С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / Джон А.С. Хэтти; под ред. В.К. Загвоздкина, Е.А. Хамраевой. М.: Издательство «Национальное образование», 2017. 496 с. (Антология образования).
  19. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. 448 с.
  20. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Издательство Школы культурной политики, 1994 [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 20.02.2011. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3961 (дата обращения: 31.05.2020).
  21. Darling-Hammond L., Amrein-Beardsley A., Haertel E., Rothstein J. Evaluating Teacher Evaluation // Phi Delta Kappan. Vol. 93. № 6, March 2012. P. 8‒15.
  22. Milanowski A. The Relationship Between Teacher Performance Evaluation Scores and Student Achievement: Evidence from Cincinnati // Peabody Journal of Education. 2004. Vol. 79. № 4. P. 33‒53.
  23. Redford K. How to measure the impact of soft skills training [Электронный ресурс]. URL: http://www.personneltoday.com/articles/2007/07/17/41446/how-to-measure-the-impactofsoft-skills-training.html (дата обращения: 19.11.2019).
  24. Sennett R. The Culture of New Capitalism. New Haven; L.: Yale University Press, 2006. 216 р.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика