Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 3. С. 137–151.
doi:10.17759/psyedu.2020120309
ISSN: 2587-6139 (online)

Взаимосвязь и взаимообусловленность установок выбора жизненного пути и склонности к девиантному поведению у военнослужащих

Левина М.В. студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный гуманитарный университет, lmariav97@yandex.ru
Кригер Е.Э. доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедры психологии и педагогики образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, ekrig@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Полноценное развитие и оптимальная адаптация человека в социуме являются актуальной задачей общества. Снижение рисков возникновения девиантного поведения отражается на психологическом здоровье и благополучии субъекта, их предупреждение во многом связано с особенностями выбора жизненного пути. Новизна данной статьи заключается в том, что она посвящена проблеме выбора жизненного пути юношами, находящимися на срочной военной службе и имеющими склонность к девиантному поведению. В исследовании приняли участие военнослужащие срочной службы от 18 до 23 лет мужского пола в количестве 50 человек. Были использованы тестовые и проективные методики. В ходе исследования устанавливалась взаимосвязь между типами установок, связанных с выбором юношами жизненного пути, и их склонностью к различным формам девиантного поведения. Результаты свидетельствуют о том, что у юношей, имеющих гедонистические установки выбора жизненного пути, не наблюдается склонности к возникновению девиантного поведения, в то время как у юношей, находящихся на службе в армии и имеющих ценностные и творческие установки, наблюдается склонность к девиациям. Кроме того, военнослужащие, имеющие творческие установки выбора жизненного пути, проявляют признаки аддиктивного поведения и агрессии при службе в армии. А творческая установка выбора жизненного пути обуславливает возникновение аддикций.

Ключевые слова: стратегия жизненного пути, склонность к девиациям, военнослужащие, установки, выбор

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2020120309

фрагмент статьи

Под девиантным поведением подразумевается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм в определенных сообществах в определенный период их развития, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также характеризующееся социальной невключенностью. Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов.


Благодарности

Авторы благодарят организаторов Международной научно-практической конференции «Практическая психология и новая реальность», проводимой Российским государственным гуманитарным университетом, за возможность представить обсуждаемые в статье материалы, а также заместителя командира по работе с личным составом 27-ой отдельной гвардейской Севастопольской Краснознаменной мотострелковой бригады имени 60-летия образования СССР (27-я ОМСБр), находящейся в п. Мосрентген, НАО (Новомосковский административный округ города Москвы).

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 298 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  3. Арапова П.И. Образ будущего и выбор жизненного пути в юношеском возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 122–129.
  4. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 28–39.
  5. Грязева-Добшинская В.Г. Типология личностного выбора жизненного пути: описание методики и результаты психометрической проверки // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. Т. 9. № 2. С. 14–21. DOI:10.14529/psy160202
  6. Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 80–90. DOI:10.17759/pse.2018230408
  7. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 18–32.
  8. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
  9. Кравцов О.Г. Проблема творчества в контексте изучения девиантного поведения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 85–92. DOI:10.17759/psyedu.2019110107
  10. Колошина Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации [Электронный ресурс]. М., 2010. URL: https://klex.ru/eqz (дата обращения: 11.07.2020).
  11. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003. 286 с.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  13. Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 103–108.
  14. Мешкова Н.В. Особенности взаимосвязи антисоциально направленной креативности и ценностей у подростков с разным уровнем агрессии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 77–87. DOI:10.17759/psyedu.2018100207
  15. Никитская Е.А. Формы психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 1. С. 25–33. DOI:10.17759/psylaw.2017070103
  16. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Клейберг Ю.А. // Социальная психология девиантного поведения. М.: Сфера, 2004. С. 141–154.
  17. Ошевский Д.С., Фролова М.С. Динамика моральных суждений у юношей-военнослужащих в период прохождения действительной службы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 2. С. 138–153. DOI:10.17759/psylaw.2015100211
  18. Психология формирования личности и коллектива в мире неопределенности / Под ред. Е.Э. Кригер. М.: РГГУ, 2018. 224 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: «Педагогика», 1973. 424 с.
  20. Саликова Э.М.В. Трансформация метафорических репрезентаций жизненного пути личности в период самоизоляции у взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 147–160. DOI:10.17759/cpse.2020090207
  21. Собкин В.С., Мнацаканян М.А. Особенности восприятия студенческой молодежью современных политических лидеров России (по материалам психосемантического исследования) // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 46–63. DOI:10.17759/sps.2015060304
  22. Шамионов Р.М. Роль индивидуальных ценностей, авторитарных установок и социальной идентичности в общей дискриминационной направленности личности в России // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 54–73. DOI:10.17759/sps.2020110204
  23. Шлычков В.Р. Профилактика аддиктивных форм девиантного поведения сотрудников организации: анализ проблемы и пути ее решения [Электронный ресурс] / Под общей ред. М.Г. Ковтунович // Социально-экономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 23 по 25 апреля 2013 года. Часть 1. М.: МГППУ, 2013.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2021 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика